История Арабских стран

АНТИКОЛОНИАЛИЗМ   ДЖАМАЛЬ   АД-ДИНА   АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)

В отсталости и застое мусульманского мира Джамаль ад-Дин винит в первую очередь улемоз и шейхов, которые не выходи­ли за рамки средневековых схоластических догм ислама Он упрекал их в том, что они оторваны от жизни, не интересуются актуальными проблемами современности. Аль-Афгани возмущался тем, что государственные деятели различных стран Востока ко­торые ответственны за судьбы восточных народов, не стремились к установлению прочных связей между собой. Так например Тур­ция не имела своего посла в Марокко, а марокканцы не имели' свое­го представителя в Стамбуле. «В силу своей слабости восточные страны не могут помочь друг другу. Это и есть одна из основных причин отсталости мусульман». В этой статье Джамаль ад-Дин сравнивает мусульманские страны с организмом и подчеркивает, что если какой-либо орган человеческого организма ослабевает, то слабеет и весь организм.

«Мусульманский мир в настоящее время до того унизился что его положение трудно даже обрисовать. На какую сторону жизни мусульманского мира ни взгляни, везде видно унижение его где ни посмотришь, везде у мусульман царит невежество фанатизм. Куда ни взглянешь, везде мусульмане выброшены за борт и затоп­таны ногами. Пророк Мухаммед умер и оставил своим последо­вателям ислам. В это время его последователи повторяли слова „нация", „религия", „стремление", а между тем они этих слов как следует не защищали или делали большие ошибки при защите этих слов. Каждый толковал их по-своему и старался опровергнуть мнение других...» [10, 10.1У.Г884].      

Аль-Афгани разоблачал утверждения некоторых апологетов империализма, которые акцентировали внимание на так называе­мом мусульманском фанатизме. Газета «Аль-Урва аль-вуска» пи­сала: «Европейцы (англичане и французы) называют у мусульман фанатизмом то, что у них самих называется патриотизмом; необ­ходимо, чтобы мусульманские народы пробудились и не заблуж­дались...» [10, ЗЛУ. 1884].

В передовой статье «Национализм и ислам» газета писала: «После возникновения и распространения ислама среди восточных народов слабеет национальный фанатизм и люди чувствуют един­ство по религиозным убеждениям, и это единство является более сильным .и более прочным...» [10, 1.IV. 1884].

«Аль-Урва аль-вуска» в передовой статье «Судьба и предопре­деление», анализируя положение на Ближнем Востоке, писала, «что Германия и Австрия не интересуются теми событиями, ко­торые происходят между Египтом и Англией... а Италия поддер­живает Англию, чтобы впоследствии самой оказать влияние на де­ла Африканского континента» [10, 1.У.1884]. Что касается сближе­ния России с Францией, писала газета, то Россия соперничает с Англией в Восточной Азии и с Германией — в центре Европы; Франция имеет свои собственные интересы и цели в Египте, и поэ­тому интересы Англии и Франции неизбежно будут сталкиваться в египетском вопросе. Все предопределения данной статьи нашли свое подтверждение в течение последующих десяти лет.

Статьи «Египетский вопрос», «Восточная лига», «Суданский вопрос» были самыми жгучими, острыми в своей антиколониаль­ной направленности против английской оккупации Египта и за­хватнической агрессии против Судана.

В этих статьях утверждается, что центральной фигурой, борцом против колониализма и вождем за освобождение своей родины от

Оглавление

01

02

01

02