История Арабских стран
АНТИКОЛОНИАЛИЗМ ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)
В отсталости и застое мусульманского мира Джамаль ад-Дин винит в первую очередь улемоз и шейхов, которые не выходили за рамки средневековых схоластических догм ислама Он упрекал их в том, что они оторваны от жизни, не интересуются актуальными проблемами современности. Аль-Афгани возмущался тем, что государственные деятели различных стран Востока которые ответственны за судьбы восточных народов, не стремились к установлению прочных связей между собой. Так например Турция не имела своего посла в Марокко, а марокканцы не имели' своего представителя в Стамбуле. «В силу своей слабости восточные страны не могут помочь друг другу. Это и есть одна из основных причин отсталости мусульман». В этой статье Джамаль ад-Дин сравнивает мусульманские страны с организмом и подчеркивает, что если какой-либо орган человеческого организма ослабевает, то слабеет и весь организм.
«Мусульманский мир в настоящее время до того унизился что его положение трудно даже обрисовать. На какую сторону жизни мусульманского мира ни взгляни, везде видно унижение его где ни посмотришь, везде у мусульман царит невежество фанатизм. Куда ни взглянешь, везде мусульмане выброшены за борт и затоптаны ногами. Пророк Мухаммед умер и оставил своим последователям ислам. В это время его последователи повторяли слова „нация", „религия", „стремление", а между тем они этих слов как следует не защищали или делали большие ошибки при защите этих слов. Каждый толковал их по-своему и старался опровергнуть мнение других...» [10, 10.1У.Г884].
Аль-Афгани разоблачал утверждения некоторых апологетов империализма, которые акцентировали внимание на так называемом мусульманском фанатизме. Газета «Аль-Урва аль-вуска» писала: «Европейцы (англичане и французы) называют у мусульман фанатизмом то, что у них самих называется патриотизмом; необходимо, чтобы мусульманские народы пробудились и не заблуждались...» [10, ЗЛУ. 1884].
В передовой статье «Национализм и ислам» газета писала: «После возникновения и распространения ислама среди восточных народов слабеет национальный фанатизм и люди чувствуют единство по религиозным убеждениям, и это единство является более сильным .и более прочным...» [10, 1.IV. 1884].
«Аль-Урва аль-вуска» в передовой статье «Судьба и предопределение», анализируя положение на Ближнем Востоке, писала, «что Германия и Австрия не интересуются теми событиями, которые происходят между Египтом и Англией... а Италия поддерживает Англию, чтобы впоследствии самой оказать влияние на дела Африканского континента» [10, 1.У.1884]. Что касается сближения России с Францией, писала газета, то Россия соперничает с Англией в Восточной Азии и с Германией — в центре Европы; Франция имеет свои собственные интересы и цели в Египте, и поэтому интересы Англии и Франции неизбежно будут сталкиваться в египетском вопросе. Все предопределения данной статьи нашли свое подтверждение в течение последующих десяти лет.
Статьи «Египетский вопрос», «Восточная лига», «Суданский вопрос» были самыми жгучими, острыми в своей антиколониальной направленности против английской оккупации Египта и захватнической агрессии против Судана.
В этих статьях утверждается, что центральной фигурой, борцом против колониализма и вождем за освобождение своей родины от