История Арабских стран
АНТИКОЛОНИАЛИЗМ ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)
ловек-ураган» пишет, что газета «Аль-Урва аль-вуска» выражала цели самого общества, его политическую линию и тактику.
Главный редактор газеты Мухаммед Абдо, касаясь политических целей Джамаль ад-Дина при создании арабской политической газеты, писал: «...аль-Афгани стремился пробудить хотя бы одну мусульманскую страну... такая страна должна догнать передовые страны и поднять прежний авторитет ислама. Аль-Афгани говорил, что необходимо нанести сокрушительный удар по Великобритании на Востоке, убрать тень, нависшую над головами мусульман; он был врагом Англии по ряду вопросов...» [8, стр. 145],
Борьба газеты и общества не была ограничена лишь защитой мусульманских народов. Они призывали к объединению народов, к защите прав всех колониальных народов Востока.
Особое значение имели следующие передовые статьи «Аль-Урва аль-вуска»: «Мусульманское единство», «Христианство и ислам», «Единство и суверенитет», «Нация и власть деспотического правительства», «Призыв иранцев к союзу с Афганистаном», «Потрясения англичан в Судане», «Политика Англии на Востоке», «Египетский вопрос», «Французы в Индокитае», «Христианские миссионеры», «Бесчинства англичан в Индии», «Английская справедливость»,' «Дружба англичан с мусульманами», «Атеисты в Индии», «Слепота некоторых людей в Египте» и др.
В* статье «Мусульманское единство» говорилось: «Когда еще в средние века на Востоке имелись такие ученые-философы, как Ибн Сила (Авиценна), аль-Фараби, аль-Рази, Ибн Рушд и другие, между различными школами халифатской империи имело место соперничество в области философии, математики, логики и других наук. С халифатской властью считались китайские императоры, европейские короли. Мусульманский флот господствовал над Средиземным и Красным морями и Индийским океаном». В этой же статье Джамаль ад-Дин писал, что в те далекие времена мусульмане в различных уголках мира жили как братья одной семьей, помогали друг Другу. Он упрекал отдельных королей, эмиров и правителей мусульманских стран в том, что теперь между ними нет единства. «Когда какой-нибудь „добрый" эмир видит, что его сосед попал в лапы империализма, то он злорадствует, не думая, что он сам тоже может оказаться в лапах империализма». Таких близоруких людей автор статьи сравнивал с овцами, которых «по одиночке тащат на бойню, а остальные мирно пасутся, не подозревая, что их тоже могут завтра потащить туда же» [10, 22.У.1884].
Из этой статьи явствует, что аль-Афгани хотел видеть мусульманские страны едиными, свободными от угнетения. Он видел в их единстве силу и братство мусульманских народов.
Однако после смерти Джамаль ад-Дина идеологи панисламизма в искаженной форме использовали его учение, в частности и содержание упомянутой статьи, утверждая, что аль-Афгани стоял за восстановление халифата, включающего все мусульманские страны.
В другой статье, «Призыв иранцев к союзу с Афганистаном», газета писала: «Мы думаем, что вам (т. е. иранцам. — И. X.)