История Арабских стран

АНТИКОЛОНИАЛИЗМ   ДЖАМАЛЬ   АД-ДИНА   АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)

ловек-ураган» пишет, что газета «Аль-Урва аль-вуска» выражала цели самого общества, его политическую линию и тактику.

Главный редактор газеты Мухаммед Абдо, касаясь политиче­ских целей Джамаль ад-Дина при создании арабской политической газеты, писал: «...аль-Афгани стремился пробудить хотя бы одну мусульманскую страну... такая страна должна догнать передовые страны и поднять прежний авторитет ислама. Аль-Афгани говорил, что необходимо нанести сокрушительный удар по Великобритании на Востоке, убрать тень, нависшую над головами мусульман; он был врагом Англии по ряду вопросов...» [8, стр. 145],

Борьба газеты и общества не была ограничена лишь защитой мусульманских народов. Они призывали к объединению народов, к защите прав всех колониальных народов Востока.

Особое значение имели следующие передовые статьи «Аль-Урва аль-вуска»: «Мусульманское единство», «Христианство и ис­лам», «Единство и суверенитет», «Нация и власть деспотического правительства», «Призыв иранцев к союзу с Афганистаном», «По­трясения англичан в Судане», «Политика Англии на Востоке», «Египетский вопрос», «Французы в Индокитае», «Христианские мис­сионеры», «Бесчинства англичан в Индии», «Английская справед­ливость»,' «Дружба англичан с мусульманами», «Атеисты в Ин­дии», «Слепота некоторых людей в Египте» и др.

В* статье «Мусульманское единство» говорилось:    «Когда    еще в средние века на Востоке имелись такие ученые-философы, как Ибн Сила (Авиценна), аль-Фараби, аль-Рази, Ибн Рушд и другие, между различными школами халифатской    империи имело место соперничество в области  философии,  математики,  логики  и  дру­гих наук. С халифатской властью считались китайские императо­ры,  европейские короли. Мусульманский  флот господствовал над Средиземным и Красным морями и Индийским океаном». В этой же статье Джамаль ад-Дин писал, что в те далекие времена  му­сульмане в различных уголках мира жили как братья одной семь­ей, помогали друг Другу. Он упрекал отдельных королей, эмиров и правителей мусульманских стран в том, что теперь между ними нет единства. «Когда какой-нибудь „добрый" эмир видит, что его сосед попал в лапы империализма, то он злорадствует, не думая, что он сам тоже может оказаться в лапах империализма». Таких близоруких людей автор статьи сравнивал с овцами, которых «по одиночке тащат на бойню, а остальные мирно пасутся, не подозревая, что их тоже могут завтра потащить туда же» [10, 22.У.1884].

Из этой статьи явствует, что аль-Афгани хотел видеть мусуль­манские страны едиными, свободными от угнетения. Он видел в их единстве силу и братство мусульманских народов.

Однако после смерти Джамаль ад-Дина идеологи панисламиз­ма в искаженной форме использовали его учение, в частности и содержание упомянутой статьи, утверждая, что аль-Афгани стоял за восстановление халифата, включающего все мусульманские страны.

В другой статье, «Призыв иранцев к союзу с Афганистаном», га­зета писала: «Мы думаем, что вам (т. е. иранцам. — И. X.)

Оглавление

01

02

01

02