История Арабских стран

АНТИКОЛОНИАЛИЗМ   ДЖАМАЛЬ   АД-ДИНА   АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)

 

 

Мусульманская реформация (или модернизм в исламе) возник­ла в 70-х годах XIX в. в Египте и была вызвана стремлением за­рождающейся египетской буржуазии приспособить ислам и его институты, которые пронизывали все стороны общественной, духов­ной и частной жизни мусульман, к потребностям развивающихся капиталистических отношений.

В последней четверти XIX в. новая идеология во всех мусуль­манских странах Востока могла появиться только на основе и в рамках ислама.

На первом этапе мусульманские модернисты в Египте явля­лись по существу идеологами национально-освободительного дви­жения. В тот период на первое место выдвигались освободитель­ные и культурно-просветительские идеи, и в этом состояло про­грессивное значение этого движения.

Следует отметить, что идеи панисламизма, выдвинутые первы­ми реформистами, в последующем своем развитии пришли в про­тиворечие с передовой общественной мыслью освободительного движения народов мусульманского Востока. Уже в начале XX в. панисламизм стал идеологией главным образом класса феодалов, заинтересованных в сохранения колониальных порядков. В нашу эпоху знамя панисламизма используют также и представители наи­более отсталых и консервативных групп мелкой буржуазии и сред­них слоев (например, «братьев-мусульман» и др.).

В настоящей статье делается попытка проанализировать дея­тельность аль-Лфганн в течение нескольких месяцев 1884 г., пока­зать ее антиколониальную направленность, раскрыть роль создан­ной пм в Париже газеты «Аль-Урва аль-вуска» («Надежная опо­ра»), которая явилась рупором реформаторских идей Джамаль ад-Дина аль-Афгани, его орудием в борьбе против английского ко­лониализма и оказала огромное влияние на формирование идеоло­гии антиколониального движения в таких странах, как Индия, Афганистан, Судан, Египет и др.


Антиколониализм Джамаль ад-Дина не был последовательным. Он считал, что врагом мусульманского мира является английское правительство [6, стр. 113], и поэтому всю силу своего обличитель­ного дарования направил против британского империализма, уде­лив сравнительно мало внимания критике империалистической по­литики Франции, России, Германии и других колониальных дер­жав.

Критические высказывания об империалистической политике колониальных держав,

Оглавление

01

02

01

02