История Арабских стран
АНТИКОЛОНИАЛИЗМ ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)
Мусульманская реформация (или модернизм в исламе) возникла в 70-х годах XIX в. в Египте и была вызвана стремлением зарождающейся египетской буржуазии приспособить ислам и его институты, которые пронизывали все стороны общественной, духовной и частной жизни мусульман, к потребностям развивающихся капиталистических отношений.
В последней четверти XIX в. новая идеология во всех мусульманских странах Востока могла появиться только на основе и в рамках ислама.
На первом этапе мусульманские модернисты в Египте являлись по существу идеологами национально-освободительного движения. В тот период на первое место выдвигались освободительные и культурно-просветительские идеи, и в этом состояло прогрессивное значение этого движения.
Следует отметить, что идеи панисламизма, выдвинутые первыми реформистами, в последующем своем развитии пришли в противоречие с передовой общественной мыслью освободительного движения народов мусульманского Востока. Уже в начале XX в. панисламизм стал идеологией главным образом класса феодалов, заинтересованных в сохранения колониальных порядков. В нашу эпоху знамя панисламизма используют также и представители наиболее отсталых и консервативных групп мелкой буржуазии и средних слоев (например, «братьев-мусульман» и др.).
В настоящей статье делается попытка проанализировать деятельность аль-Лфганн в течение нескольких месяцев 1884 г., показать ее антиколониальную направленность, раскрыть роль созданной пм в Париже газеты «Аль-Урва аль-вуска» («Надежная опора»), которая явилась рупором реформаторских идей Джамаль ад-Дина аль-Афгани, его орудием в борьбе против английского колониализма и оказала огромное влияние на формирование идеологии антиколониального движения в таких странах, как Индия, Афганистан, Судан, Египет и др.
Антиколониализм Джамаль ад-Дина не был последовательным. Он считал, что врагом мусульманского мира является английское правительство [6, стр. 113], и поэтому всю силу своего обличительного дарования направил против британского империализма, уделив сравнительно мало внимания критике империалистической политики Франции, России, Германии и других колониальных держав.
Критические высказывания об империалистической политике колониальных держав,