История Арабских стран
АНТИКОЛОНИАЛИЗМ ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)
оккупантов являлся Мухаммед Ахмед аль-Махди (1843—1885). Аль-Афгани с большой симпатией писал о вожде восставших суданцев, который турок и египтян считал лжемусульманами, отступниками, а европейцев — их союзниками. Аль-Махди призывал суданский народ к восстанию под знаменем установления в стране первоначальной чистоты ислама. Несомненно, что восстание явилось выражением возмущения населения Судана против колониальной политики Англии. Египетский кризис и восстание офицеров во главе с Ораби оказали благоприятное влияние на махдистов. Вождь суданских повстанцев аль-Махди на примере Египта и других мусульманских стран мог убедиться, что проникновение англичан в страну ведет к подавлению и угнетению ее населения, а в конечном счете — и к полному политическому порабощению.
Вот что писали русские реакционные газеты того времени о восстании махдистов в Судане: «Мусульмане охотнее верят в успехи аль-Махди, нежели в его поражение; среди них существует грозное и далеко распространившееся брожение.
Идеи коммунистического равенства составляют громадную «притягательную силу повстанческой организации последователей лжепророка Мухаммеда Ахмеда аль-Махди» [5]. (Эта статья была напечатана в связи с тем, что аль-Махди отказался от предложения генерала Гордона прекратить войну и принять титул кор-дооЬанского султана.)
В статье «Атеисты в Индии» Джамаль ад-Дин подверг критике сотрудничавшего с англичанами индийского мусульманского орформатора Сайида Ахмед-хана и его учеников. Газета осуждала Сайида Ахмед-хана за материалистическое понимание природы, данное учеными XIX в., и назвала его «дахрий» (материалист), который верит в природу, а не в бога. В этой статье Джамаль ад-Дин обвинял Сайида Ахмед-хана в том, что он во имя богатства и коллаборационизма принял христианство и т. д.
Рашид Рида считает, что аль-Афгани был очень несправедлив по отношению к Сайиду Ахмед-хану, обвинив его в предательстве, ереси, причем лишь потому, что тот сотрудничал с англичанами. Бесгп'ооно, что именно за сотрудничество с английскими властями, за "критический комментарий Корана и за либеральное отношение Сайида Ахмед-хана к Торе и Евангелию аль-Афгани называл его «христианином и предателем».
Усилия аль-Афгани были направлены на то, чтобы поднять мусульман на борьбу с английским империализмом, а не примирять их"с захватчиками. В этой же статье Джамаль ад-Дин обвинял ученика Сайида Ахмеда — Самихалла-хана в том, что он был секретарем и переводчиком лорда Нортбрука, вице-короля Индии. Когда лорд Нортбрук был переведен из Индии в Египет, он предложил своему переводчику и секретарю переехать в Каир. Сами-халла-хан, писал Джамаль ад-Дин, мечтает произносить речи в египетских мечетях, благословляя англичан, утверждая, что и сам пророк Мухаммед чуть ли не происходит от самих англичан и т. д. Появление в центре Европы, в Париже, газеты, политическая платформа которой была направлена против колониализма и захватнической политики на Востоке, имело большое значение.