История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В г. Сана вокруг аль-Мухалви и ад-Даиса стала группироваться недовольная политикой имама молодежь [11, стр. 15]. Так был составлен первый авангард деятелей оппозиционного движения. Они выступали против привилегий правившей династии и ближайших ее сторонников. Свои взгляды члены этой группы излагали в устных беседах. Такие беседы велись преимущественно в узком кругу, в частных домах. Но иногда они происходили и в мечетях (особенно после пятничной молитвы), где собиралась значительно большая аудитория слушающих. Однако сфера деятельности этого оппозиционного движения была все же весьма ограниченной.
Имам Яхья пристально следил за пропагандой, проводившейся недовольной молодежью, систематически получал подробные сведения от своих многочисленных агентов о распространителях вольнолюбивых идей. И несмотря на сравнительно небольшой круг лиц, с которыми были связаны оппозиционеры, среди них начались аресты. Первыми жертвами репрессий стали крупные религиозные лидеры из Сана и Дамара — Ахмед аль-Мута и Джагман [14, стр. 131].
В 1936 г. оппозиционная молодежь (учащиеся, поэты, чиновники) создала ряд тайных кружков, именовавшихся литературными обществами. Первое Литературное общество во главе с Ахмедом бен Ахмедом аль-Мута и аль-Азабом возникло в Сана. В г. Турбе, на юге Йеменского королевства, было создано Общество любителей литературы. Его возглавил Ахмед Мухаммед Нуман. Затем такие же литературные общества появились и в других городах страны: Иббе, Забхане и т. д. [15, стр. 10]. В конце 30-х годов, в период возросших гонений против шафиитов, в г. Таизе было основано Общество шейхов, которым руководили Абд аль-Ваххаб Нуман и три его ближайших единомышленника [15, стр. 12].
Первоначально члены литературных обществ стремились отойти от средневековой поэзии — единственного литературного жанра в тогдашнем Йемене — и расширить рамки своего творчества. Они ставили своей целью создание современной прозы, образцом которой для них служило творчество Таха Хусейна, широко известное не только в Египте, но и далеко за его пределами. Однако вскоре члены этих обществ в своих произведениях начали критиковать неограниченную власть имама, систему налогообложения и дискриминацию шафиитского населения. Таким образом, осуществлялся переход от чисто литературной деятельности к деятельности литературно-политической.
Большинство этих обществ просуществовало не более двух лет. Некоторые из них сами распустились, другие были разогнаны, а их члены посажены в тюрьмы или казнены.
Тем не менее во второй половине 30-х годов наблюдался дальнейший рост оппозиционных настроений в стране. Это было вызвано в первую очередь ростом числа оппозиционной молодежи, полечившей образование за границей и вернувшейся на родину
[13,'стр. 60—61].