История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ограничило бы сферу деятельности имама, который, по заявлениям «Свободных йеменцев», должен был остаться духовным главой зей-дитов, а в области светской власти — ограничить свою роль назначением членов Законодательного совета и участием в практической деятельности правительства в качестве его главы.
Экономические требования Национальной хартии отражали интересы многих социальных слоев йеменского общества] Это были прежде всего представители нарождавшейся торговой буржуазии, мелкие и средние феодалы, зажиточное крестьянство и интеллигенция, сфера деятельности которых была весьма ограничена экономическими позициями имама и его ближайших сторонников, а также существовавшими формами экономического уклада и общественной жизни. Создатели этого документа руководствовались общенациональными задачами, что было весьма характерно для деятелей данного движения. Осуществление в феодальном Йемене реформ, выдвинутых «Свободными йеменцами», вывело бы страну из состояния средневековья и включило бы ее в группу развивающихся по буржуазному пути государств.
В период до 1948 г. движение «ахраров» поддерживали купцы, улемы, шейхи, офицеры, интеллигенция, представители феодальных семей и даже правившей династии. Они считали, что единственным выходом из состояния отсталости и угнетения является осуществление в Йемене «справедливых национальных требований, изложенных в хартии».
«Свободные йеменцы» были непосредственными участниками переворота 1948 г. Но и после убийства имама Яхьи они не смогли осуществить свои цели. По восшествии на престол наследного принца Ахмеда многие участники оппозиционного движения были казнены, либо заточены в тюрьмы, либо вновь покинули пределы страны. Одной из главных причин неудачи деятельности свободных йеменцев как в 1948 г., так и в последующие годы явилось то, что они не имели четкой программы действий, их организация была малочисленной и не пользовалась поддержкой масс. По этому поводу Мухаммед Нуман писал: «В чем можно упрекнуть движение йеменских ахраров, так это в отсутствии тактики и четкой программы. Само движение направляло их руководителей и бросало их из стороны в сторону» [18, стр. 7].
Несмотря на то что переворот 1948 г. потерпел неудачу, участие в нем «Свободных йеменцев» имело большое значение для последующих событий, происходивших в стране. Самая большая заслуга этой организации заключалась в том, что она сумела пробудить сознание прогрессивных слоев йеменского общества, поколебать в народе веру в святость королевской семьи и в незыблемость власти имама.
После 1948 г. в движении «ахраров» наметился резкий спад. Только спустя четыре года они сумели оправиться от нанесенного имамом Ахмедом удара. В Адене они начали издавать газету «Аль-Фудуль» («Любопытство»), редактором которой был Абдал-ла Абд аль-Ваххаб Нуман [19, стр. 17]. В 1952 г. Великая йеменская ассоциация была реорганизована и на ее основе создан Йеменский союз. Устав Союза определил цели и задачи, а также установил права и обязанности как членов Союза, так и отдельных органов его руководства [10]. При анализе Устава Йеменского союза прежде всего бросаются в глаза расплывчатые формулировки, призывающие ко «всеобщему доверию», к реализации намеченных требований для «избавления от социальных страданий» и т. д. Причем эти цели предполагалось осуществить лишь путем «чтения лекций и докладов, произнесения проповедей в мечетях и выступлений на собраниях», руководствуясь во всех действиях «Кораном и высказываниями пророка» [10, стр. 4—5].