История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наследный принц вскоре перестал заигрывать с оппозиционерами, пошел на сговор с отцом, закрыл кружок и запретил всякую критику в адрес имама. Однако оппозиционные лидеры в Таизе обращались с письмами то к имаму Яхье, то к Ахмеду, требуя от них проведения в стране реформ, распространяли листовки, содержащие угрозы в адрес правившей династии. В частности, в одном из писем Ахмеду они писали: «Общество справедливости следит за твоим произволом и фиксирует твою деятельность для истории. Мы будем продолжать жаловаться на тебя твоему отцу и арабским правителям» [15, стр. 8].
К концу второй мировой войны обстановка в Йемене резко обострилась в связи с явно выраженной политикой репрессий имама в отношении оппозиции: организации были разогнаны, собрания запрещены, была введена строгая цензура, прекращено издание органов печати. В результате резко возросла эмиграция оппозиционно настроенных к правившему режиму лиц, и прежде всего из среды интеллигенции и купечества. Центром политической эмиграции йеменцев стал Аден, где образовалась самая крупная колония эмигрантов. Это объяснялось тем, что правительствами многих стран, даже арабских, въезд йеменцев был ограничен или запрещен. Кроме того, в соседний Аден постоянно приезжали на временную работу обедневшие йеменские крестьяне, ремесленники, а также купцы, связанные с находившимися там фирмами. От них эмигранты получали сведения о событиях, происходивших на родине. Для йеменских эмигрантов А.ден являлся частью «внутреннего Йемена». Они рассматривали его как исконную территорию Йемена, где каждый йеменец чувствовал себя так же, как в Сана, Таизе или Иббе [19, стр. 8]. В то же время из Адена легче, чем из какого-либо другого города, где имелись йеменские колонии, можно было проникнуть в пределы Йеменского королевства. Помимо этого, англичане, управлявшие Аденом, вели в отношении Йемена весьма искусную политику: с одной стороны, они сохраняли «добрососедские» связи с Яхьей, а с другой — тайно поддерживали любые выступления против имама, которые могли в какой бы то ни было степени ослабить его власть. Поэтому летом 1944 г., когда началась массовая эмиграция йеменцев в Аден, английские власти предоставили им политическое убежище. Официально запретив эмигрантам проводить какую-либо политическую деятельность, они фактически не только не препятствовали, но в известной мере поощряли ее.
14 мая 1944 г. первая группа йеменских оппозиционеров во главе с Муты Дамаджем прибыла в Аден [9, стр. 135], а 4 июня туда приехали Ахмед Мухаммед Нуман и Мухаммед Махмуд аз-Зубейри. Начиная с этого времени члены оппозиционного движения, бежавшие из Йемена от имамской деспотии, стали называть себя, как уже упоминалось, свободными йеменцами или «ахрара-ми» и их движение также получило это название.
По приезде в Аден Нуман и аз-Зубейри посетили редакцию газеты «Фатат аль-джазира» (орган партии Аденская ассоциация5) где они заявили, что у свободных йеменцев не осталось никаких надежд на то, что имам Яхья или принц Ахмед осуществят обещанные реформы [16, стр. 123].