История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Имам Яхья, стремясь отстранить йеменскую интеллигенцию от руководства зародившимся оппозиционным движением, осуществил в ее интересах ряд мероприятий в социальной и культурной областях. В стране стали функционировать ранее закрытые школы были построены новые. Расширились связи с другими арабскими'государствами. Для работы в Йемене было приглашено значительное число арабских учителей, техников и врачей [1, стр. 24— 251 Ра деле все это способствовало распространению прогрессивных идей в стране.
Кроме того, йеменская интеллигенция, получив некоторую свободу действий, в 1938 г. приступила к изданию первого в стране журнала—«Аль-Хикма аль-йамания» («йеменская мудрость»), 'редактором которого был Ахмед Абд аль-Ваххаб аль-Варис. Журнал выхочил в Сана ежемесячно в течение трех лет (1938—1940). В 1939 г. число лиц, сотрудничавших в «Йеменской мудрости», возросло.' Это объяснялось тем, что в Сана после разогнанного имамом Яхьей первого Литературного общества известный поэт Мухаммед Махмуд аз-Зубейри и литератор аль-Халиди создали новую Организацию доброго совета и порицания плохих дел [14, стр 1311 члены которой приняли активное участие в деятельности журнала. Общество просуществовало всего один год и было разогнано а его создатель аз-Зубейри по приказу имама Яхьи посажен в тюрьму.
Направление, которое приняло оппозиционное движение в Йемене в целом в тот период, можно проследить по тематике статей, публиковавшихся на страницах «йеменской мудрости». Впервые в истории оппозиционного движения рассматривались серьезные политические проблемы. Основное внимание было обращено на историю возникновения государств с конституционной формой правления, на анализ отдельных статей конституций буржуазных государств и т. д. Заслуживающими наибольшего внимания были те статьи, в которых ставился вопрос о выработке и принятии конституции Йемена. Изучение и отражение такой проблемы в печати явилось серьезным политическим шагом в развитии оппозиционного движения в стране. Журнал выступал и за проведение других реформ, направленных на ограничение власти имама. В этот период лозунг «Народное правление под сенью здоровой конституции» стал основным лозунгом оппозиционной йеменской молодежи. Тот, кто отвергает конституцию, заявляла она, выступает против народа [19, стр. 2]. Выдвижение такого лозунга свидетельствует о том, что оппозиционные деятели того периода настаивали не только на ограничении абсолютной власти имама конституцией, но и на введении в стране «народного правления», т. е. назначения на государственные посты лиц, не входящих в привилегированную группу сеидской олигархии.
Содержание публиковавшихся в журнале статей наглядно показывает постепенную эволюцию общественной мысли в Йемене. Так, в начале 30-х годов члены оппозиционного движения лишь критиковали существовавший режим и в лучшем случае требовали проведения экономических реформ. Они считали вполне достаточным осуществление экономических мероприятий, которые, как предполагалось, следовало провести путем возврата йеменского общества к «чистоте ислама», к традиционным нормам Корана и шариата. А уже в конце 30-х годов члены оппозиции наряду с экономическими требованиями стали выдвигать и политические. Причем, как уже упоминалось, они ставили вопрос не только об ограничении власти имама введением конституции, но пошли и дальше, выдвинув требование о предоставлении демократических свобод «народу». В осуществлении этих мероприятий были заинтересованы прежде всего нарождавшаяся йеменская торговая буржуазия, помещики-землевладельцы, некоторые слои либеральных феодалов, которые не входили в сеидскую олигархию и были оттеснены от наиболее прибыльных операций. Они-то и составили основной костяк оппозиции режиму имама.