История Арабских стран

К  ВОПРОСУ О  СОЗДАНИИ   НЕКОТОРЫХ  ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Имам Яхья, стремясь отстранить йеменскую интеллигенцию от руководства зародившимся оппозиционным движением, осущест­вил в ее интересах ряд мероприятий в социальной и культурной областях. В стране стали функционировать ранее закрытые шко­лы были построены новые. Расширились связи с другими арабски­ми'государствами. Для работы в Йемене было приглашено значи­тельное число арабских учителей, техников и врачей [1, стр. 24— 251 Ра деле все это способствовало распространению прогрессив­ных идей в стране.

Кроме того, йеменская интеллигенция, получив некоторую сво­боду действий, в 1938 г. приступила к изданию первого в стране журнала—«Аль-Хикма аль-йамания» («йеменская мудрость»), 'ре­дактором которого был Ахмед Абд аль-Ваххаб аль-Варис. Журнал выхочил в Сана ежемесячно в течение трех лет (1938—1940). В 1939 г. число лиц, сотрудничавших в «Йеменской мудрости», возросло.' Это объяснялось тем, что в Сана после разогнанного имамом Яхьей первого Литературного общества известный поэт Мухаммед Махмуд аз-Зубейри и литератор аль-Халиди создали новую Организацию доброго совета и порицания плохих дел [14, стр 1311 члены которой приняли активное участие в деятельности журнала. Общество просуществовало всего один год и было ра­зогнано а его создатель аз-Зубейри по приказу имама Яхьи по­сажен в тюрьму.

Направление, которое приняло оппозиционное движение в Йемене в целом в тот период, можно проследить по тематике статей, публиковавшихся на страницах «йеменской мудрости». Впервые в истории оппозиционного движения рассматривались серьезные политические проблемы. Основное внимание было обращено на историю возникновения государств с конституционной формой правления, на анализ отдельных статей конституций буржуазных государств и т. д. Заслуживающими наибольшего внимания были те статьи, в которых ставился вопрос о выработке и принятии кон­ституции Йемена. Изучение и отражение такой проблемы в печати явилось серьезным политическим шагом в развитии оппозицион­ного движения в стране. Журнал выступал и за проведение других реформ, направленных на ограничение власти имама. В этот пе­риод лозунг «Народное правление под сенью здоровой конститу­ции» стал основным лозунгом оппозиционной йеменской молоде­жи. Тот, кто отвергает конституцию, заявляла она, выступает про­тив народа [19, стр. 2]. Выдвижение такого лозунга свидетельст­вует о том, что оппозиционные деятели того периода настаивали не только на ограничении абсолютной власти имама конституцией, но и на введении в стране «народного правления», т. е. назначения на государственные посты лиц, не входящих в привилегирован­ную группу сеидской олигархии.

Содержание публиковавшихся в журнале статей наглядно по­казывает постепенную эволюцию общественной мысли в Йемене. Так, в начале 30-х годов члены оппозиционного движения лишь критиковали существовавший режим и в лучшем случае требовали проведения экономических реформ. Они считали вполне достаточ­ным осуществление экономических мероприятий, которые, как предполагалось, следовало провести путем возврата йеменского общества к «чистоте ислама», к традиционным нормам Корана и шариата. А уже в конце 30-х годов члены оппозиции наряду с эко­номическими требованиями стали выдвигать и политические. При­чем, как уже упоминалось, они ставили вопрос не только об огра­ничении власти имама введением конституции, но пошли и даль­ше, выдвинув требование о предоставлении демократических свобод «народу». В осуществлении этих мероприятий были заинтересова­ны прежде всего нарождавшаяся йеменская торговая буржуазия, помещики-землевладельцы, некоторые слои либеральных феода­лов, которые не входили в сеидскую олигархию и были оттеснены от наиболее прибыльных операций. Они-то и составили основной костяк оппозиции режиму имама.

Оглавление

01

02

01

02