История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Летом 1944 г. организация «Свободные йеменцы» выработала единую программу. Эта программа содержала требования проведения в Йемене лишь социально-экономических преобразований а именно: правильного, согласно шариатским нормам взимания налогов с населения; прекращения религиозной розни; отмены ненавистных систем аль-хатат, ат-танафиз, аль-бакая 6. Кроме того в программу были включены требования о ликвидации взяточничества, а также о создании йеменской армии, об увеличении жалованья йеменским офицерам и чиновникам [16, стр 125]
В 1944 г. в г. Ат-Тавахи (район Адена) состоялась пеовая конференция йеменских оппозиционеров. Число ее участников было незначительно, а^сама конференция была созвана нелегально Однако она имела оольшое значение в политической жизни Йемена На конференции была создана первая политическая организация «Свободных йеменцев» — Великая йеменская ассоциация [16 стр. 124].
В том же 1944 г. был создан орган ассоциации — газета «Сауталь-Иаман» («Голос Йемена»). Она издавалась в течение двух лет и многое сделала для популяризации программы свободных йеменцев среди населения Адена и Йемена [17, стр 16] На страницах газеты систематически публиковались письма воззвания статьи, в которых освещались наиболее существенные стороны йеменской жизни, а также пропагандировались цели и политическая программа «ахраров». Так, в письме на имя имама Яхьи написанном Нуманом и аз-Зубейри от имени ассоциации подробно излагалась критическая точка зрения «ахраров» на систему правления в Йемене .[16, стр. 125]. Авторы письма подчеркивали что втасть в стране полностью монополизирована семьей Хамид эд-Динов- губернаторами провинций являются сыновья Яхьи, кабинет министров целиком состоит из родственников имама, им же принадлежа-и другие важные должности в государственном аппарате они же занимают и командные позиции в экономике страны,' в частности осуществляют монополию на внешнюю торговлю, государственной казной имам распоряжается как собственной и т. д. Авторы письма от имени членов ассоциации требовали создания в Йемене Законодательного совета, в состав которого вошли бы политические и религиозные деятели страны, а также вожди племен [16 стр. 126]. Кроме того, они считали, что имам должен законодательным путем комплектовать министерства, притом из способных людей, а не назначать на ответственные посты только своих сыновей [4, стр. 92].
Таким образом, программа и требования, выдвигавшиеся «Свободными йеменцами», предусматривали прежде всего ограничение власти имама и всей семьи Хамид эд-Динов, а также участие в управлении государством представителей «различных слоев» населения страны.
После окончания второй мировой войны деятельность организации «Свободные йеменцы» в Адене после некоторого спада вновь активизировалась. Члены организации писали и публиковали статьи, выступали на собраниях, расширяли связи с эмигрантами, тайно прибывали в монархический Йемен, распространяли там прокломации, устанавливали контакты с представителями разных социальных групп. Движение «ахраров» ширилось и становилось признанным среди йеменцев.
В ноябре 1946 г. в Аден прибыл девятый сын имама Яхьи — принц Ибрахим, недовольный политикой отца. Он вошел в организацию «Свободные йеменцы», а затем возглавил ее. Присоединение его к движению «ахраров» усилило авторитет ассоциации среди йеменцев. В Адене в этот период «Свободные йеменцы» распространяли прокламации, выпускали..манифесты. Некоторые из них выходили за подписью Ибрахима. В них «оплакивалась отсталость Йемена и высказывалась необходимость введения более ограниченной монархии, которая поставила бы своей целью модернизировать страну» [3, стр. 276].