История Арабских стран
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НЕКОТОРЫХ ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Специфические условия йеменской жизни — низкий уровень социально-экономического развития, неограниченный феодально-теократический гнет, а также внешнеполитический курс имама на изоляцию страны — определили своеобразный характер общественно-политических организаций, возникших в Йемене.
С первых лет правления династии Хамид эд-Динов (20-е годы XX в.) в независимом Йемене вокруг имама Яхьи стала консолидироваться группа зейдитских сеидов, составивших политическую опору правившей фамилии. В эту группу входило сравнительно небольшое число семей — членов «ахль аль-бейт», которых насчитывалось около 6 тыс.; они жили в Джебеле [2, стр. 24]. В социальном отношении это были крупные феодалы, купцы, а также государственные чиновники, накапливавшие свои богатства главным образом благодаря полученным от имама должностям в государственном аппарате. В их руках оказались административный аппарат, армия и полиция; они ведали судопроизводством и налогообложением. Система имамата базировалась на феодальных институтах; она характеризовалась племенной враждой и искусственно разжигавшимися религиозными распрями.
Уже в первые годы правления имама Яхьи в стране происходили многочисленные волнения зейдитских и шафиитских племен. Выступления первых были вызваны, с одной стороны, усилившимися рекрутскими наборами в армию имама и возросшими налогами, а с другой — стремлением шейхов племен к политической самостоятельности. Шафиитское население (крестьяне, шейхи племен, религиозные деятели, учащаяся молодежь и некоторые крупные феодальные семьи), составлявшее половину жителей страны, выступало против экономического и социального, облеченного в религиозную форму, гнета имама, против захвата вакфных и частных земель шафиитов, закрытия религиозных школ, а также против преследования некоторых крупных и известных фамилий. Выступления племен ослабляли позиции имама и его сторонников.
Падению их авторитета способствовали также некоторые внешнеполитические факторы. И прежде всего поражение имам-ских войск в саудовско-йеменской войне 1934 г. и заключение договора с Великобританией в феврале того же года, по которому имам фактически признавал за Англией право на оккупацию Адена и аденских протекторатов в течение 40 лет.
Все это привело к росту недовольства и зарождению в стране организованного оппозиционного движения.
Первая оппозиционная группа в Йемене возникла в начале 30-х годов. В 40-х годах члены этой группы стали называться свободными йеменцами или йеменскими либералами (аль-ахрар аль-йаманиюи). Социальную основу этого движения составили представители оппозиционной молодежи, выходцы из слоев немногочисленной интеллигенции, религиозных кругов, либеральных феодальных семей и купечества, принадлежавших как к зейдитам, так и к шафиитам. Создателями этой группы были два известных йеменских богослова — Мухаммед аль-Мухалви и шейх Хасан ад-Даис [19, стр. 43]. Они первые открыто подвергли критике основные принципы, на которых «зиждился имамат в Йемене». К их числу они относили отход имама от традиционных норм шариата, выделение незначительной привилегированной группы сеидов и отношение ко всему остальному народу, «как к послушному стаду, которое служит лишь интересам династии Хамид эд-Динов» [19, стр. 43].