История Арабских стран

К  ВОПРОСУ О  СОЗДАНИИ   НЕКОТОРЫХ  ЙЕМЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Специфические условия йеменской жизни — низкий уровень со­циально-экономического развития, неограниченный феодально-тео­кратический гнет, а также внешнеполитический курс имама на изоляцию страны — определили своеобразный характер общест­венно-политических организаций, возникших в Йемене.

С первых лет правления династии Хамид эд-Динов (20-е годы XX в.) в независимом Йемене вокруг имама Яхьи стала консолиди­роваться группа зейдитских сеидов, составивших политическую опору правившей фамилии. В эту группу входило сравнительно небольшое число семей — членов «ахль аль-бейт», которых на­считывалось около 6 тыс.; они жили в Джебеле [2, стр. 24]. В со­циальном отношении это были крупные феодалы, купцы, а также государственные чиновники, накапливавшие свои богатства глав­ным образом благодаря полученным от имама должностям в госу­дарственном аппарате. В их руках оказались административный аппарат, армия и полиция; они ведали судопроизводством и на­логообложением. Система имамата базировалась на феодальных институтах; она характеризовалась племенной враждой и искусст­венно разжигавшимися религиозными распрями.

Уже в первые годы правления имама Яхьи в стране происходи­ли многочисленные волнения зейдитских и    шафиитских    племен. Выступления первых были вызваны, с одной стороны, усилившими­ся рекрутскими наборами в армию имама и возросшими налогами, а с другой — стремлением шейхов племен к политической самостоя­тельности. Шафиитское население   (крестьяне,  шейхи  племен,  ре­лигиозные деятели, учащаяся молодежь    и    некоторые    крупные феодальные семьи), составлявшее половину жителей страны, вы­ступало против экономического и социального, облеченного в ре­лигиозную форму, гнета имама, против захвата вакфных и част­ных земель шафиитов, закрытия религиозных школ, а также про­тив преследования некоторых крупных и известных фамилий. Вы­ступления  племен  ослабляли  позиции  имама  и  его  сторонников.

Падению их авторитета способствовали также некоторые внешнеполитические факторы. И прежде всего поражение имам-ских войск в саудовско-йеменской войне 1934 г. и заключение договора с Великобританией в феврале того же года, по которому имам фактически признавал за Англией право на оккупацию Адена и аденских протекторатов в течение 40 лет.

      Все это привело к росту недовольства и зарождению в стране организованного оппозиционного движения.

Первая оппозиционная группа в Йемене возникла в начале 30-х годов. В 40-х годах члены этой группы стали называться свободными йеменцами или йеменскими либералами (аль-ахрар аль-йаманиюи). Социальную основу этого движения составили представители оппозиционной молодежи, выходцы из слоев немно­гочисленной интеллигенции, религиозных кругов, либеральных фео­дальных семей и купечества, принадлежавших как к зейдитам, так и к шафиитам. Создателями этой группы были два известных йе­менских богослова — Мухаммед аль-Мухалви и шейх Хасан ад-Даис [19, стр. 43]. Они первые открыто подвергли критике основ­ные принципы, на которых «зиждился имамат в Йемене». К их числу они относили отход имама от традиционных норм шариата, выделение незначительной привилегированной группы сеидов и отношение ко всему остальному народу, «как к послушному стаду, которое служит лишь интересам династии Хамид эд-Динов» [19, стр. 43].

Оглавление

01

02

01

02