История Арабских стран

Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ

Широта научных интересов Е. А. Беляева (им был опублико­ван ряд работ по средневековой истории Турции, 'Ирана, Индии и Китая) сочеталась у него с глубоким знанием предмета и верно­стью главным направлениям своих исследований — арабистике и исламоведению. Разработка проблематики, связанной с изучением ислама, его происхождения и развития, его роли в средние века и в наши дни, занимает большое место в научно-литературном на­следии Е. А. Беляева. Обратившись к изучению раннего ислама еще в 20-е годы, он опубликовал первые результаты своего анализа в статье «Роль мекканского торгового капитала в истории проис­хождения ислама» [4]. В этой статье главное внимание обращалось на возрастание роли торговых путей через Аравию и Красное море в период, предшествовавший возникновению ислама, на развитие торговли, ростовщичества и применение рабского труда, на сложные взаимоотношения мекканских торговцев с племенами, хозяй­ничавшими на караванных путях, а также на противоречия между средними и низшими слоями торгового люда Мекки, с одной сто­роны, и местной аристократией (также торгово-ростовщической по источникам своего богатства) —с другой. Ислам трактовался как движение, первоначально возникшее в среде средних и мелких тор­говцев Мекки, представлявших   себе   «небесные   дела и порядки наподобие хорошо организованного и бесперебойно действующего торгового предприятия». Подчеркивая, что «нет никаких оснований считать ислам, даже в самой ранней фазе его развития, прогрессив­ным или освободительным движением», автор указывает, что спор по сути дела шел о разделе дохода между верхушкой мекканцев и менее состоятельной, но все же зажиточной частью жителей этого города. Последующие успехи ислама объясняются в статье сгово­ром между обоими лагерями, использовавшими бедуинские племе­на, каковые при помощи ислама были    подчинены    мекканскому торговому капиталу и в интересах последнего были брошены на внешние завоевания.   Эти завоевания,  создавшие   в дальнейшем арабский халифат, фактически направлялись не на овладение но­выми пастбищами и источниками, в которых нуждались аравийские племена, а на захват важных торговых путей.

В целом статья была написана под сильным влиянием популяр­ной в конце 20 — начале 30-х годов торгово-капиталистической тео­рии происхождения ислама, представлявшей собой своеобразное применение в исламоведении некоторых спорных исторических кон­цепций М. Н. Покровского. В дальнейшем Е. А. Беляев отказался от этой теории и создал свою собственную, логически стройную и обоснованную концепцию происхождения ислама. Но если в ходе углубления исследований этой проблемы могли, естественно, пре­терпевать изменения его взгляды на трактовку тех или иных явле­ний, то в основном неизменными оставались наблюдения и выводы ученого, касавшиеся фактологии и анализа расстановки социальных сил в предысламской Мекке. Поэтому и в последнем труде Евгения Александровича, написанном через 34 года после опубликования статьи о роли мекканского торгового капитала, указывается на значение торговли, ростовщичества и рабовладения у мекканцев, на противопоставление средних и малоимущих жителей Мекки местной знати («курейшитам центра»), а также на то, что Мухам­мед и его последователи «вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда» [1, стр. 107]. Эти же положения содержатся и в других работах Е. А. Беляева. В частности, о борьбе мекканской родовой демокра­тии против родовой аристократии племени курейш  о рабовладель­ческой и купеческой психологии составителей Корана он писал в большой статье «Ислам и арабский халифат VIIIX вв.» [6, стр. 56—70], а также в своем докладе на XXIII Международном конгрессе востоковедов в Кембридже «Образование арабского го­сударства и возникновение ислама в VII в.».

В своих занятиях исламом Е. А. Беляев выступает последовате­лем виднейшего русского востоковеда академика В. В. Бартольда,

Оглавление

01

02

01

02