История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
Широта научных интересов Е. А. Беляева (им был опубликован ряд работ по средневековой истории Турции, 'Ирана, Индии и Китая) сочеталась у него с глубоким знанием предмета и верностью главным направлениям своих исследований — арабистике и исламоведению. Разработка проблематики, связанной с изучением ислама, его происхождения и развития, его роли в средние века и в наши дни, занимает большое место в научно-литературном наследии Е. А. Беляева. Обратившись к изучению раннего ислама еще в 20-е годы, он опубликовал первые результаты своего анализа в статье «Роль мекканского торгового капитала в истории происхождения ислама» [4]. В этой статье главное внимание обращалось на возрастание роли торговых путей через Аравию и Красное море в период, предшествовавший возникновению ислама, на развитие торговли, ростовщичества и применение рабского труда, на сложные взаимоотношения мекканских торговцев с племенами, хозяйничавшими на караванных путях, а также на противоречия между средними и низшими слоями торгового люда Мекки, с одной стороны, и местной аристократией (также торгово-ростовщической по источникам своего богатства) —с другой. Ислам трактовался как движение, первоначально возникшее в среде средних и мелких торговцев Мекки, представлявших себе «небесные дела и порядки наподобие хорошо организованного и бесперебойно действующего торгового предприятия». Подчеркивая, что «нет никаких оснований считать ислам, даже в самой ранней фазе его развития, прогрессивным или освободительным движением», автор указывает, что спор по сути дела шел о разделе дохода между верхушкой мекканцев и менее состоятельной, но все же зажиточной частью жителей этого города. Последующие успехи ислама объясняются в статье сговором между обоими лагерями, использовавшими бедуинские племена, каковые при помощи ислама были подчинены мекканскому торговому капиталу и в интересах последнего были брошены на внешние завоевания. Эти завоевания, создавшие в дальнейшем арабский халифат, фактически направлялись не на овладение новыми пастбищами и источниками, в которых нуждались аравийские племена, а на захват важных торговых путей.
В целом статья была написана под сильным влиянием популярной в конце 20 — начале 30-х годов торгово-капиталистической теории происхождения ислама, представлявшей собой своеобразное применение в исламоведении некоторых спорных исторических концепций М. Н. Покровского. В дальнейшем Е. А. Беляев отказался от этой теории и создал свою собственную, логически стройную и обоснованную концепцию происхождения ислама. Но если в ходе углубления исследований этой проблемы могли, естественно, претерпевать изменения его взгляды на трактовку тех или иных явлений, то в основном неизменными оставались наблюдения и выводы ученого, касавшиеся фактологии и анализа расстановки социальных сил в предысламской Мекке. Поэтому и в последнем труде Евгения Александровича, написанном через 34 года после опубликования статьи о роли мекканского торгового капитала, указывается на значение торговли, ростовщичества и рабовладения у мекканцев, на противопоставление средних и малоимущих жителей Мекки местной знати («курейшитам центра»), а также на то, что Мухаммед и его последователи «вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда» [1, стр. 107]. Эти же положения содержатся и в других работах Е. А. Беляева. В частности, о борьбе мекканской родовой демократии против родовой аристократии племени курейш о рабовладельческой и купеческой психологии составителей Корана он писал в большой статье «Ислам и арабский халифат VII—IX вв.» [6, стр. 56—70], а также в своем докладе на XXIII Международном конгрессе востоковедов в Кембридже «Образование арабского государства и возникновение ислама в VII в.».
В своих занятиях исламом Е. А. Беляев выступает последователем виднейшего русского востоковеда академика В. В. Бартольда,