История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
История в изложении Евгения Александровича никогда не была догматической схемой, источником прописной морали и вообще чем-либо сухим, заранее жестко определенным и неподвижным. В его лекциях и трудах история всегда представала как многообразное и многоликое творчество живых людей с разными характерами, способностями и желаниями. Рассказ о любом историческом событии был не только научно достоверен, но и психологически обоснован, окрашен эмоциями и индивидуальными особенностями участников этого события. Люди давно минувших времен как бы оживали, обретали плоть и кровь, становясь героями то жестокого, то ироничного, то сочувственного, но всегда убедительного и небезразличного повествования.
Талант оратора и педагога во многом способствовал успеху выступлений Е. А. Беляева с публичными лекциями. Первые его шаги на этом поприще относятся еще ко времени его пребывания в рядах Красной Армии в 1919—1920 гг. В дальнейшем он много выступал, прежде всего с научно обоснованной и принципиальной критикой религиозного мировоззрения. Всю жизнь Евгений Александрович был страстным пропагандистом научного атеизма. Убежденный антиклерикализм был постоянным лейтмотивом его выступлений как в кругу специалистов, так и перед более широкой, массовой аудиторией. Всякий, кому довелось присутствовать при этом, происходило ли то на заседании кафедры, сектора или ученого совета, в конференц-зале, клубе или студенческой аудитории, не забудет, с каким глубоким и бичующим сарказмом разоблачал Евгений Александрович дурманящее мистификаторство и беззастенчивую спекуляцию на невежестве и суевериях, лежащие в основе любой религии. Делалось это тонко и виртуозно, так, что насмешливая язвительность оратора почти полностью скрывалась завесой наружного хладнокровия и нарочито торжественной медлительности,
Сам часто выступая как лектор, Е. А. Беляев много сделал для углубления и совершенствования антирелигиозной пропаганды. Его перу принадлежат многочисленные научно-популярные работы по атеизму, публиковавшиеся в виде отдельных брошюр, а также статей в энциклопедических изданиях, специальных сборниках, журналах «Новый Восток», «Атеист», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Наука и религия». В последние годы жизни он принимал активное участие в работе журнала «Наука и религия» как член редколлегии. Как устные, так и печатные выступления Евгения Александровича против клерикального мировоззрения обычно носили боевой наступательный характер, отражая на протяжении всей его жизни неизменность и последовательность его взглядов принципиального и воинствующего безбожника. В этих выступлениях проявился его незаурядный дар публициста.
Педагогическая и публицистическая деятельность Е. А. Беляева всегда была тесно связана с научной работой. В разное время он был научным сотрудником Академии истории материальной культуры (1934—1936 гг.), Института истории Академии наук СССР (1937—1938 гг.), Института востоковедения АН СССР (1951 — 1964 гг.). Его перу принадлежит свыше 150 работ (книг, статей, рецензий, заметок), и около 30 трудов вышло в свет под его редакцией. Востоковед широкого профиля, Евгений Александрович всегда стремился не замыкаться в рамках избранной темы и избегать какой-либо узости в подходе к решению любой научной проблемы. Это прослеживается во всех его работах — от кандидатской диссертации «Иран и арабы в раннем средневековье» (защищенной в МИВ в 1942 г.) до последнего труда, представленного автором в издательство незадолго до кончины и вышедшего в свет \же после его смерти. Речь идет о книге «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье» [1], явившейся "самым крупным произведением Е. А. Беляева, как бы подводящим итог его многолетним занятиям по данной тематике.