История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
датского ориенталиста Франтса Буля
В своем историографическом анализе, как и в своих лекциях и беседах, Е. А. Беляев всегда исходил из необходимости трезвой и ясной оценки всякого творения рук человеческих. Человек может сделать много, но, чем больше он сделает, тем больше у него шансов ошибаться. Эта несколько скептическая, но безусловно трезвая и реалистическая позиция помогала Евгению Александровичу справедливо взвесить все положительные и негативные стороны того или иного труда или автора и, отдавая должное заслугам. зорко увидеть все слабости и несовершенства. Убежденный противник всяческих догм и схем, предвзятостей и преувеличений, он всегда умел не впадать в крайности и соблюсти чувство меры. В этом также проявлялось его стремление широко смотреть на вещи, видеть жизнь многопланово и многосторонне.
В целом научные заслуги Е. А, Беляева как крупного советского исламоведа и историка арабского средневековья, как знающего специалиста в области религиозной идеологии и средневековой истории Востока вообще, как одного из первых советских востоковедов, стремившихся базировать изучение истории и духовной жизни восточного средневековья на достижениях марксистско-ленинской теории (особенно часто он ссылался на переписку Маркса и Энгельса, посвященную различным проблемам Востока, а также на труд Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), исключительно высоки. Для всех они были настолько очевидны, что у широкой востоковедной общественности не вызвало никакого удивления присвоение Евгению Александровичу ученой степени доктора исторических наук в октябре 1962 г., хотя в то время его самый большой и значительный труд «Арабы ислам и арабский халифат в раннее средневековье» еще только создавался. Докторская степень как бы отмечала не только значение всей, согласно официальной формулировке, совокупности научных работ Е. А. Беляева (а таковых к 1962 г. было вполне достаточно), но и его заслуги как педагога, .пропагандиста, лектора, воспитателя, научного консультанта и организатора. Ему приходилось вести большую научно-организационную и научно-консультационную работу в качестве заведующего кафедрой в МИВ или заведующего сектором арабских стран Африки в Институте народов Азии АН СССР, в качестве члена Ученого совета или официального оппонента при защите многих и многих кандидатских и докторских диссертаций, в качестве председательствующего на том или ином научном совещании — от заседания научно-студенческого общества до собрания секции Всесоюзной конференции арабистов.
В последние десять лет своей жизни Евгений Александрович неоднократно представлял нашу науку за рубежом. Он был активным участником трех международных конгрессов востоковедов-XXIII в Кембридже, XXIV в Мюнхене, XXV в Москве. Его доклад в Кембридже, выше уже упоминавшийся, вызвал оживленные комментарии в зарубежной печати, кое-где характеризовавшей его как «красную атаку на ислам». На Московском конгрессе летом 1960 г. Е. А. Беляев был председателем секции истории арабов и ислама. Хорошо владея иностранными языками, Евгений Александрович во время Московского конгресса и в ходе своих научных поездок в Англию, Францию, ФРГ, ГДР и ОАР легко устанавливал контакты со многими зарубежными учеными, вел с ними переписку и обмен литературой. Особенно тесные контакты он установил с французскими учеными: крупнейшими исламоведами Луи Массиньоном и Режи Блашером, историком и филологом Максимом Родинсоном, видными медиевистами Клодом.