История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
Редакционная коллегия:
Е. А. ЛЕБЕДЕВА (ответственный редактор), Н. А. ИВАНОВ, Л. И. КОТЛОВ Р. Г. ЛАНДА, И. М. СМИЛЯНСКАЯ
В сборнике освещаются вопросы национально-освободительного движения в Алжире Йемене и Омане, политика английских колонизаторов в Египте и другие проблемы исторического прошлого и современной политики арабских стран.
Имя Евгения Александровича Беляева хорошо известно советским востоковедам разных поколений и специальностей. Исключительно широкий кругозор, подлинно энциклопедическая эрудиция, отточенный литературный стиль и незабываемое своеобразие ораторской манеры отличали этого разносторонне талантливого человека. Он был одним из тех, на чьи плечи легла сложная задача творческого восприятия дореволюционных традиций русского востоковедения с целью последующей разработки основ советского востоковедения, базирующегося на марксистско-ленинской научной методологии. Заслуги Евгения Александровича в этой области неоспоримы. Он был не только виднейшим советским исследователем истории арабских стран и ислама. На его лекциях и трудах воспитан целый ряд поколений советских арабистов и исламоведов, которым он умело и искусно передавал свой поистине неисчерпаемый запас богатых и интересных знаний по истории, идеологии, культуре и материальной жизни арабов и окружавших их соседних народов.
Е. А. Беляев родился 21 февраля 1895 г. в г. Ржеве. В 1913 г. он поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, но в 1916 г. вынужден был прервать учебу в связи с призывом на военную службу. После Великой Октябрьской революции Е. А. Беляев вступает в ряды Красной Армии и участвует в боях против Колчака. Демобилизовавшись из Красной Армии, в 1921 г. он поступает в Московский институт востоковедения (МИВ), по окончании которого (1922 г.) начинает свою деятельность в качестве преподавателя арабского языка и истории арабов. К этому же времени относится начало его научных занятий по истории происхождения ислама. Евгений Александрович одним из первых уделил самое пристальное внимание проблеме изучения социальных корней ислама, необходимости разоблачения вполне земных материальных интересов, скрывавшихся за туманной оболочкой религиозной мифологии и мистицизма. В дальнейшем, сотрудничая в издательстве «Атеист» (1929—-1930 гг.) и Союзе воинствующих безбожников (1931—1934 гг.), Е. А. Беляев выдвинулся в качестве крупного исследователя религиозной идеологии вообще. В круг его научных интересов помимо ислама вошли католицизм и христианство вообще, иудаизм, буддизм. Наряду с этим он все время продолжал совершенствоваться в области исследования древней и средневековой истории арабов.