История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
Если многие советские медиевисты считали, что создание халифата прежде всего отвечало потребностям аравийских племен в необходимой для внешних завоеваний консолидации, с помощью которой оказалось возможным смягчить остроту социальных противоречий внутри самих племен, то Е. А. Беляев акцентировал внимание на том, что возникновение ислама означало в первую очередь попытку разорвать родо-племенные связи и создать принципиально новую социальную организацию в виде «общины верующих», каковая «стала организационной основой арабского государства» [1, стр. 127]. Однако он отвергает «объяснение военных успехов арабов пресловутым религиозным фанатизмом», подчеркивая, что на первом этапе завоеваний большинство арабов еще «не знали и не могли знать нового вероучения» [1, стр. 141]. Время Омейядов Е. А. Беляев рассматривает как «переходный период в истории многонационального общества средневековых арабских стран», когда происходил «процесс превращения рабовладельческой арабской родовой аристократии в господствующий класс феодалов» [1, стр. 167].
Выводы Е. А. Беляева построены на тщательном анализе источников и литературы на арабском, английском, французском, немецком, итальянском языках. В этом отношении его всесторонние познания особенно примечательны, если учесть, что в течение первых тридцати с лишним лет своей научной деятельности он по причинам, от него не зависящим, почти не имел контактов с зарубежными учеными и библиотеками, не выезжал за границу и работал только по материалам, имеющимся в наших книгохранилищах. Эрудированность в сочетании с незаурядными литературными способностями сделали его постоянным сотрудником почти всех больших и малых изданий Советской Энциклопедии. Это сотрудничество, длившееся 40 лет, всегда было интересно и плодотворно, выступал ли Евгений Александрович в роли автора или редактора, рецензента или научного консультанта. Его труд вложен так или иначе в статьи об исламе, арабах, их истории и культуре во всех советских энциклопедических выпусках — от словаря Граната и первого издания БСЭ до выходящих еще из печати в настоящее время последних томов Советской Исторической Энциклопедии.
Несмотря на то что Евгению Александровичу почти не довелось работать над рукописями и первоисточниками в арабских странах (так как он впервые попал туда всего за несколько лет до своей кончины), многие из этих источников были ему хорошо известны, а некоторые детально изучены. Особенно ценил он произведения таких средневековых историков, как Ибн Исхак, Шахрастани, ат-Табари, аль-Белазури, аль-Масуди, Ибн аль-Асир, Абу Юсуф Якуб аль-Ансари, Якут ар-Руми, аль-Хамдани, Вакыди, Ибн Халдун и др. Опубликованная им статья о знаменитой «Мукаддиме» Ибн Халдуна явилась для своего времени образцом объективной оценки выдающегося вклада этого великого арабского историка не только в развитие средневековой феодальной историографии, но и в материалистическое понимание истории и общественных процессов вообще [2]. Рассматривая гигантский труд Ибн Халдуна как источник интересных и богатых познавательных материалов о хозяйстве и социальном быте арабских племен, Е. А. Беляев не пренебрегал и социологическими обобщениями этого крупнейшего представителя общественной мысли средневековых арабов. Для многих советских исследователей младшего поколения, занимавшихся творчеством Ибн Халдуна, статья Е. А. Беляева являлась отправным пунктом их самостоятельного анализа. Следует отметить, что и сам Евгений Александрович продолжал испытывать к Ибн Халдуну неослабевающий интерес. В частности, сведения и выводы Ибн Халдуна наряду с материалами других арабских историков широко использованы в его последней монографии.
Не меньшее внимание, чем источникам, Е. А. Беляев уделял изучению отечественной и зарубежной литературы. В своих исследованиях он выступал прямым продолжателем лучших академических традиций русского востоковедения, таких корифеев нашей арабистики, как И. Ю. Крачковский и А. Е. Крымский, на труды которых он часто опирался в собственных работах. Исключительно высоко ценил он сочинения В. В. Бартольда, Н. А. Медникова, А. А. Васильева, а также И. П. Петрушевского, А. Ю. Якубовского, Н. В. Пигулевской, В. И. Першица и многих других. Из произведений западных востоковедов он отмечал труды англичан Робертсона Смита, Монтгомери Уотта и Бернарда Льюиса, немецких ученых Юлиуса Вельхаузена, Густава Вейля, Губерта Гримме, Карла Беккера и Августа Мюллера,