История Арабских стран
Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ
Особой оценки Е. А. Беляев заслуживает как историк арабского средневековья. Его занятия историей халифата были неразрывно связаны с анализом происхождения и развития ислама. Поэтому тема халифата и вообще жизни арабов в средние века почти всегда присутствует в его работах по исламу. Чисто историческая тематика обычно излагается лишь в написанных им главах исторических учебников, справочников и энциклопедических очерках по истории Ирака, Палестины, Сирии, Туниса, Аравии и других арабских стран. Наиболее важны для определения его вклада в изучение арабского средневековья уже упоминавшиеся три научно-исследовательские работы: статья 1938 г. «Ислам и арабский халифат VII—IX вв.» (переиздана в Баку в 1939 г. отдельной брошюрой на азерб. яз.), доклад на XXIII Международном конгрессе востоковедов в 1954 г. «Образование арабского государства и возникновение ислама в VII в.» (основные положения доклада опубликованы также в английском журнале «Исламик ревью») [8, стр. 12—14] и монография «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», написанная в 1964 г., изданная в 1965 г. и переизданная в 1966 г.
Наиболее значительна, конечно, монография, синтезировавшая все главное, что было сделано Евгением Александровичем как историком-арабистом. Это — первый в советской научной литературе труд, освещающий историю, мировоззрение и социально-бытовой уклад арабов в V—IX вв. К тому же он может служить образцом с точки зрения высокого качества историографического анализа, критического подхода к имеющемуся обилию фактического материала, глубокой обособленности и убедительности авторской аргументации и тщательной отработанности литературного стиля. Творчески используя все лучшее, что было сделано советскими исследователями происхождения ислама и социального строя арабов до ислама и в период халифата (В. В. Бартольдом, Н. В. Пигулевской, А. Ю. Якубовским и К. С. Кашталевой), Е. А. Беляев внес свой вклад в анализ всех трех аспектов, в которых советские медиевисты рассматривают жизнь арабов раннего средневековья: в определение социальных предпосылок возникновения ислама и арабского халифата; в исследование характера социальных сдвигов, сопровождавших распространение ислама и арабских завоеваний; в рассмотрение самого процесса эволюции и формирования классовой основы власти халифов.
Разделяя общепринятые у нас взгляды относительно возникновения ислама с последующим образованием халифата в период перехода арабов от родо-племенных отношений к классовым, Е. А. Беляев в то же время решительно отвергал «феодальную теорию» происхождения ислама и халифата, настаивая на преимущественном значении рабовладения [1, стр. 94—95]. Вместе с А. Ю. Якубовским, И. П. Петрушевским и В. И. Беляевым он считал, что лишь под влиянием раннефеодальных порядков, складывавшихся на завоеванных арабами византийских и иранских землях, у арабов, вернее в халифате, возникли феодальные отношения! Отмирание рабовладельческого уклада в халифате началось, по его мнению, лишь после восстания зинджей (869—883 гг.), да и то полностью не было осуществлено, так как применение рабского труда в домашних работах и ремесле сохранялось еще долго [1, стр. 268].