История Арабских стран

Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ

Особой оценки Е. А. Беляев заслуживает как историк арабско­го средневековья. Его занятия историей халифата были неразрывно связаны с анализом происхождения и развития ислама.    Поэтому тема халифата и вообще жизни арабов в средние века почти всегда присутствует в его работах по исламу. Чисто историческая темати­ка обычно излагается лишь в написанных им главах исторических учебников, справочников и энциклопедических очерках по истории Ирака, Палестины, Сирии, Туниса,    Аравии    и других    арабских стран.  Наиболее  важны   для   определения его вклада в изучение арабского средневековья уже упоминавшиеся три научно-исследо­вательские работы:  статья  1938 г.  «Ислам и  арабский    халифат VIIIX вв.» (переиздана в Баку в 1939 г. отдельной брошюрой на азерб. яз.), доклад на XXIII Международном конгрессе востокове­дов в 1954 г. «Образование арабского государства и возникновение ислама в VII  в.»   (основные положения    доклада    опубликованы также в английском журнале «Исламик ревью») [8, стр. 12—14] и монография «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средне­вековье», написанная в 1964 г., изданная в 1965 г. и переизданная  в 1966 г.

Наиболее значительна, конечно, монография, синтезировавшая все главное, что было сделано Евгением Александровичем как историком-арабистом. Это — первый в советской научной литера­туре труд, освещающий историю, мировоззрение и социально-бы­товой уклад арабов в VIX вв. К тому же он может служить об­разцом с точки зрения высокого качества историографического ана­лиза, критического подхода к имеющемуся обилию фактического материала, глубокой обособленности и убедительности авторской аргументации и тщательной отработанности литературного стиля. Творчески используя все лучшее, что было сделано советскими ис­следователями происхождения ислама и социального строя арабов до ислама и в период халифата (В. В. Бартольдом, Н. В. Пигулевской, А. Ю. Якубовским и К. С. Кашталевой), Е. А. Беляев внес свой вклад в анализ всех трех аспектов, в которых советские ме­диевисты рассматривают жизнь арабов раннего средневековья: в определение социальных предпосылок возникновения ислама и арабского халифата; в исследование характера социальных сдви­гов, сопровождавших распространение ислама и арабских завоева­ний; в рассмотрение самого процесса эволюции и формирования классовой основы власти халифов.

Разделяя общепринятые у нас взгляды относительно возникно­вения ислама с последующим образованием халифата в период перехода арабов от родо-племенных отношений к классовым, Е. А. Беляев в то же время решительно отвергал «феодальную теорию» происхождения ислама и халифата, настаивая на преиму­щественном значении рабовладения [1, стр. 94—95]. Вместе с А. Ю. Якубовским, И. П. Петрушевским и В. И. Беляевым он счи­тал, что лишь под влиянием раннефеодальных порядков, склады­вавшихся на завоеванных арабами византийских и иранских зем­лях, у арабов, вернее в халифате, возникли феодальные отноше­ния! Отмирание рабовладельческого уклада в халифате началось, по его мнению, лишь после восстания зинджей (869—883 гг.), да и то полностью не было осуществлено, так как применение раб­ского труда в домашних работах и ремесле сохранялось еще дол­го [1, стр. 268].

Оглавление

01

02

01

02