История Арабских стран
ИСКУССТВО
Реформисты ислама, не советуясь с мнением мусульманских: теологов (иджма), уже в конце XIX в. приняли решение по поводу запрещений шариата, касающихся живописи. Они утверждали, что это законодательство имело смысл только для периода, когда была опасность возврата к многобожию и поклонению идолам, а газета «Аль-Манар», орган их группы в Египте, добавила к этому практические соображения о невозможности для современной науки обойтись 'без рисунков, чертежей и т. п. В XX в. всюду в странах арабской Африки старые запреты в этом отношении нарушаются и более нигде не вызывают сопротивления, даже со стороны наиболее косных кругов.
Однако настоящим выражением народного стремления к искусству следует считать прикладное искусство. Украшение утвари, оружия, тканей и прочих предметов обихода достигает великого совершенства, особенно в Марокко, где сохранились андалусские навыки и традиции обработки и окраски кож, дерева, металла и изготовления изделий из них. Славятся ковры Кайруана, некоторых областей Алжира и Марокко; однако все они по качеству выработки уступают среднеазиатским, персидским и малоазиатским коврам. Бедуинские племена изготовляют «флиджи», тканые узорные полосы для шатров, а кабилы — оригинальную глиняную посуду.
Ислам прямо осуждает и музыку, но всюду в народных кругах она пробивает себе путь исподволь.
Театр и театральные представления не менее зазорны для правоверных. Однако в турецкий период на севере Африки получает распространение на народных гуляньях сперва теневой, а- потом и кукольный театр Каракуз (или Аракуз), названный по имени его главного героя Карагоза (тур. «Черный глаз»). По своей форме эти представления весьма грубы и даже малоприличны, напоминая фаллические процессии древнего Египта, описанные у Геродота. Направленные против колонизаторов и власть имущих, они имели потрясающий успех среди народа. Сам Каракуз подобно герою народных сказок и анекдотов Ходже Насреддину или его африканскому собрату Джхе, становится носителем национальной народной мудрости и юмора.
Теневой театр (отражение на экране движущихся прорезных фигурок из кожи) уходит корнями в самую глубокую древность кочевых народов Центральной Азии, откуда он пришел в Китай («китайские тени»). Прорези на фигурках схожи со стилизованными орнаментальными накладками или углублениями на изображениях животных (из металла, кости, войлока или кожи) так называемого азиатского «звериного стиля» и, вероятно являются их прототипами. Впоследствии из таких фигурок с прорезями стали делать аппликации. Об этом свидетельствуют, например материалы алтайских раскопок Пазарыкского кургана. Поэтому'на ковре извлеченном из того же кургана, мы впервые видим чередующиеся фигуры всадников и идущих рядом с конем людей, как бы запечатлевшие калейдоскопическое разложение движения.
К иной традиции восходит кукольный театр, фигуры которого надеваются на руки, а их оживитель, говорящий за них разными голосами, прячется внутри трехгранной призматической ширмы. Все эти народные представления не раз пресекались властями начиная с Бонапарта в Египте.