История Арабских стран

ИСКУССТВО

Реформисты ислама, не советуясь с мнением мусульманских: теологов (иджма), уже в конце XIX в. приняли решение по поводу запрещений шариата, касающихся живописи. Они утверждали, что это законодательство имело смысл только для периода, когда была опасность возврата к многобожию и поклонению идолам, а газета «Аль-Манар», орган их группы в Египте, добавила к этому прак­тические соображения о невозможности для современной науки обойтись 'без рисунков, чертежей и т. п. В XX в. всюду в странах арабской Африки старые запреты в этом отношении нарушаются и более нигде не вызывают сопротивления, даже со стороны наибо­лее косных кругов.

Однако настоящим выражением народного стремления к ис­кусству следует считать прикладное искусство. Украшение утвари, оружия, тканей и прочих предметов обихода достигает великого совершенства, особенно в Марокко, где сохранились андалусские навыки и традиции обработки и окраски кож, дерева, металла и изготовления изделий из них. Славятся ковры Кайруана, некото­рых областей Алжира и Марокко; однако все они по качеству вы­работки уступают среднеазиатским, персидским и малоазиатским коврам. Бедуинские племена изготовляют «флиджи», тканые узор­ные полосы для шатров, а кабилы — оригинальную глиняную посуду.

Ислам прямо осуждает и музыку, но всюду в народных кругах она пробивает себе путь исподволь.

Театр и театральные представления не менее зазорны для пра­воверных. Однако в турецкий период на севере Африки получает распространение на народных гуляньях сперва теневой, а- потом и кукольный театр Каракуз (или Аракуз), названный по имени его главного героя Карагоза (тур. «Черный глаз»). По своей форме эти представления весьма грубы и даже малоприличны, напоми­ная фаллические процессии древнего Египта, описанные у Геродо­та.  Направленные против колонизаторов и власть   имущих, они имели потрясающий успех среди народа. Сам Каракуз подобно  герою народных сказок и анекдотов Ходже Насреддину  или его африканскому собрату Джхе, становится носителем национальной народной мудрости и юмора.          

Теневой театр   (отражение на экране движущихся  прорезных фигурок из кожи)  уходит корнями в самую глубокую древность кочевых народов Центральной Азии, откуда он пришел    в Китай («китайские тени»). Прорези на фигурках схожи со стилизованны­ми орнаментальными накладками или углублениями на изображе­ниях животных  (из металла, кости, войлока или кожи)  так назы­ваемого азиатского «звериного стиля» и, вероятно   являются    их прототипами. Впоследствии из таких фигурок с прорезями стали делать аппликации. Об этом свидетельствуют, например   материа­лы алтайских раскопок Пазарыкского кургана. Поэтому'на ковре извлеченном из того же кургана, мы впервые видим чередующиеся фигуры всадников и идущих рядом с конем людей, как бы запе­чатлевшие калейдоскопическое разложение движения.

    К иной традиции восходит кукольный театр, фигуры которого  надеваются на руки, а их оживитель, говорящий за них разными голосами,   прячется   внутри трехгранной   призматической ширмы. Все эти народные представления не раз пресекались властями начиная с Бонапарта в Египте.

1[2]3
Оглавление

01

02

01

02