История Арабских стран

ИСКУССТВО

В XIX в. искусство в арабской Африке претерпевает сильный упадок. Турецкое владычество, а затем европейская колонизация отвлекают умы в другую сторону; можно считать, что жителям севера Африканского континента не до искусства: они заняты по­литической борьбой.

Колонизаторы строили здания для себя, для своих нужд, не заботясь о местном населении. Рядом со старыми, арабскими городами появляются новые, европейские города, украшавшиеся па­мятниками «великим колонизаторам» (английские казармы в Каи­ре, памятник Гордону в Хартуме, статуи кардинала Лавижери в Тунисе, герцога Орлеанского в Алжире, маршала Лиотэ в Рабате и т. п.).

Кое-где возводились мечети турецкого стиля с византийскими куполами и свечеобразными минаретами (мечеть Мухаммеда Али в Каирской цитадели, мечети ханифитского толка в Триполи и Ту­нисе). Но это были чуждые элементы для африканского пейзажа, свыкшегося с прямоугольными пустыми дворами культовых строе­ний и квадратными в сечении минаретами. Резиденции турецких наместников отделывались дельфтскими майоликовыми изразцами и украшались венецианскими зеркалами. Интерьеры богатых домов прошлого века носят сильный отпечаток турецкой моды на все­возможные^ часы, люстры, колпаки и подсвечники из богемского хрусталя. Какой-нибудь дворец Бардо тунисского бея по своему убранству весьма схож с дворцами хивинских ханов, отражая мо­ду того времени, шедшую из Стамбула.

Только Марокко, не затронутое турецкой модой, продолжает развивать образцы мавританского искусства в архитектуре и ук­рашении зданий. Здесь в особенности процветает украшение зда­ний деревянными многокрасочными отделками с геометрическим узором, ковка решеток для дверей и окон в андалусском стиле, изготовление черепицы для кровли и изразцов для внутренней от­делки. Поэтому марокканский городской пейзаж столь своеобра­зен и колоритен: белые стены домов с зелеными черепичными кры­шами, а внутри домов —садики с фонтанами, украшенные поли-хромными изразцами.

Нигде на севере Африке в XIX в. не было ни своих местных художников, ни живописи в современном понимании. По этому поводу многие считают, что ислам, дескать, явился тормозом в этом направлении. Отчасти это так. Но мы знаем, что в такой му­сульманской стране, как Иран, живопись процветала, несмотря на все запреты ислама. В омейядском халифате первых веков ислама и живопись и даже скульптура с изображением преимущественно людей и животных, судя по последним археологическим открыти­ям, имели широкие права гражданства и бытовали не только во дворцах правителей, но и среди народных масс. Интересно отме­тить, что как раз эти два полюса в странах ислама, т. е. народные массы и правители, были склонны нарушать правила религии в от­ношении искусства. Посредством искусства они стремились выра­зить свои чувства. Каждый паломник, возвращающийся, из Мекки, любит, например, расписывать фасад своего дома сценами путе­шествия; там мы найдем изображения поезда, парохода, самолета, людей, верблюдов, львов, фантастических животных и т. п., писан­ных яркими красками в наивном стиле таможенника Руссо. В кофейнях как иллюстрации к эпическим романам, передаваемым рассказчиками, можно увидеть народные лубки (ксилографии, хромолитографии, раскрашенные от руки картинки).

[1]23
Оглавление

01

02

01

02