История Арабских стран
ЛИТЕРАТУРА
Надо было ее обновить. В Египте и в этой области на помощь пришли ливанцы. Их творчество дало импульс египтянам к созданию египетской новеллы и египетского романа. В 1888 г. в Каире появился оригинальный исторический роман Джалила Мудаууара (1862—1907) «Мусульманская культура в Багдаде», а в 1891 г. Джирджи Зейдан (1861—1914) начал свою плодотворную деятельность, написав исторический роман в стиле Дюма-отца «Беглый мамлюк». В дальнейшем он создал до 20 романов из арабской истории, успех которых был необычайно велик не только в Африке, но и во всех странах ислама.
Эти романы проложили путь появлению в Египте новой оригинальной художественной прозы. Первой попыткой в этом направлении была повесть «Зайнаб» Мухаммада Хусейна Хейкала, 'будущего политического лидера либералов-конституционалистов. Она появилась накануне первой мировой войны и примыкала к модернизму. В ней впервые показывалась жизнь египетских феллахов и феллахской женщины, за которой признавалось право иметь чувства и способность страдать.
Проза этого периода еще грешит излишним сентиментализмом (Мустафа аль-Манфалути). Этого, однако, нельзя сказать про роман-хронику аль-Мувайлихи (ум. в 1930 г.) «Рассказ Исы 1бен Хишама», в котором в тонкой сатирической форме дается полная картина столкновения старых и новых нравов в египетском обществе. Роман написан в стиле средневековых макам, но юмористический эффект его от этого только выигрывает.
Незадолго до первой мировой войны на литературной сцене Египта появляются братья Таймуры, Мухаммад (1892—1921) и Махмуд (род. в 1894 г.), создатели египетской реалистической новеллы.
Все эти литературные явления в Египте, ведущей в этом отношении арабской стране, отражались с некоторым опозданием в странах Магриба.
В Ливии в период турецкого владычества, закончившегося в 1911 г., и во время итальянской колонизации всякая литературная жизнь, можно считать, заглохла. Все это время изучение арабского классического языка и литературы стояло на низком уровне, а иногда и просто запрещалось. Ливийская литература начала XX в. связана с историей ливийской периодической печати на арабском языке, вернее, с борьбой ливийского народа за права самого арабского языка.
В Тунисе турецкое владычество и французская колонизация также сильно затормозили развитие национальной литературы. Секретарь бея Мухаммед Ласрам прославился как первый прозаик нового типа еще в XIX в. Историками нового типа были Мухаммед Бельходжа и в особенности широко известный Хасан Хусни Абд аль-Ваххаб (1884—1969), получивший образование во Франции. Они подготовили почву для формирования национального самосознания тунисцев. Их деятельность была поддержана арабо