История Арабских стран

О РАБСТВЕ В ФАТИМИДСКОМ  ЕГИПТЕ

выходцы из горной области Север­ного Ирана, а позже — негры. Так, во времена Азиза рабы первых двух этнических групп были    пленными    воинами    бувейхидского полководца Хафтакина, разбитого фатимидской армией в 978 г. [14, II, стр. 284]. Численность негритянских отрядов особенно воз­росла в начале правления Мустансира    (1036—1094),    достигнув 50 тыс. Это объяснялось тем, что мать халифа, фактически обла­давшая в те годы полной властью, была негритянкой, бывшей ра­быней, а потому весьма поощряла ввоз своих    соотечественников [14, I, стр. 489]. Несомненно, что дети воинов-рабов наряду с юно­шами иного происхождения обучались в созданной    при   халифе Амире каирской военной школе. Она описана хронистами Ибн Ма-муном  (первая половина XII в.) и Ибн Абд аз-Захиром  (вторая половина XIII в.) [14, I, стр. 443—444].

Каких-либо сведений о применении рабского труда в основной отрасли производства фатимидского Египта — земледелии извест­ные нам источники совершенно не содержат.

Если говорить о фактическом положении рабов, то при всей скудности сведений имеются основания предполагать, что оно не  во всем соответствовало предписаниям шариата. Так, все без исключения ремесленники «тираз» получали довольно высокое жа­лованье [2, стр. 97]. Не обнаруживается различия и в обеспечении рабоз, вольноотпущенников и наемников в армии, в то время как формально рабы не имели права на личную собственность, следо­вательно, и на получение регулярного вознаграждения [см., напри­мер: 6, стр. 122; 14, I, стр. 465]. О положении рабов можно судить и по сохранившемуся тексту распоряжения первого из египетских Фатимидов—халифа Муизза (953—975), который гласит: «Со всеми теми нашими рабами, которые преданы нашему делу, следует обращаться как со свободными людьми, применяя установления маликитского права во всем, что касается их наследования, свиде­тельств, их действий и положения в целом. С теми же, кто не предан, следует обходиться, как с обычными рабами, которые мо­гут распоряжаться [своим .имуществом] лишь в той мере, в какой им это позволяют их господа» [8, стр. 184—185]7. Нет оснований по­лагать, что преемники Муизза не следовали его указанию, особен­но по отношению к рабам-воинам . Во второй же половине прав­ления Фатимидов, когда армия в действительности сделалась ос­новным правящим слоем египетского общества (причем классовое различие усугублялось этническим), формально-правовое положе­ние членов этой элиты, по-видимому, утратило всякое значение.

Все сказанное свидетельствует о небольшом весе рабовладель­ческих отношений в жизни страны, являясь вместе с тем одним из доказательств господства в фатимидском Египте иных, сравнитель­но более развитых форм экономического и общественного строя.

1.       Мед А, Мусульманский Ренессанс, перев. с нем., М., 1966.

2.

1[2]3
Оглавление

01

02

01

02