История Арабских стран
О РАБСТВЕ В ФАТИМИДСКОМ ЕГИПТЕ
выходцы из горной области Северного Ирана, а позже — негры. Так, во времена Азиза рабы первых двух этнических групп были пленными воинами бувейхидского полководца Хафтакина, разбитого фатимидской армией в 978 г. [14, II, стр. 284]. Численность негритянских отрядов особенно возросла в начале правления Мустансира (1036—1094), достигнув 50 тыс. Это объяснялось тем, что мать халифа, фактически обладавшая в те годы полной властью, была негритянкой, бывшей рабыней, а потому весьма поощряла ввоз своих соотечественников [14, I, стр. 489]. Несомненно, что дети воинов-рабов наряду с юношами иного происхождения обучались в созданной при халифе Амире каирской военной школе. Она описана хронистами Ибн Ма-муном (первая половина XII в.) и Ибн Абд аз-Захиром (вторая половина XIII в.) [14, I, стр. 443—444].
Каких-либо сведений о применении рабского труда в основной отрасли производства фатимидского Египта — земледелии известные нам источники совершенно не содержат.
Если говорить о фактическом положении рабов, то при всей скудности сведений имеются основания предполагать, что оно не во всем соответствовало предписаниям шариата. Так, все без исключения ремесленники «тираз» получали довольно высокое жалованье [2, стр. 97]. Не обнаруживается различия и в обеспечении рабоз, вольноотпущенников и наемников в армии, в то время как формально рабы не имели права на личную собственность, следовательно, и на получение регулярного вознаграждения [см., например: 6, стр. 122; 14, I, стр. 465]. О положении рабов можно судить и по сохранившемуся тексту распоряжения первого из египетских Фатимидов—халифа Муизза (953—975), который гласит: «Со всеми теми нашими рабами, которые преданы нашему делу, следует обращаться как со свободными людьми, применяя установления маликитского права во всем, что касается их наследования, свидетельств, их действий и положения в целом. С теми же, кто не предан, следует обходиться, как с обычными рабами, которые могут распоряжаться [своим .имуществом] лишь в той мере, в какой им это позволяют их господа» [8, стр. 184—185]7. Нет оснований полагать, что преемники Муизза не следовали его указанию, особенно по отношению к рабам-воинам . Во второй же половине правления Фатимидов, когда армия в действительности сделалась основным правящим слоем египетского общества (причем классовое различие усугублялось этническим), формально-правовое положение членов этой элиты, по-видимому, утратило всякое значение.
Все сказанное свидетельствует о небольшом весе рабовладельческих отношений в жизни страны, являясь вместе с тем одним из доказательств господства в фатимидском Египте иных, сравнительно более развитых форм экономического и общественного строя.
1. Мед А, Мусульманский Ренессанс, перев. с нем., М., 1966.
2.