История Арабских стран
О РАБСТВЕ В ФАТИМИДСКОМ ЕГИПТЕ
Об использовании рабского труда интересные данные содержатся в другой уцелевшей части сочинения Ибн Тувайра: «И, когда прибывал флот, халиф обычно поднимался на башню Ал-Макса и сидел там, встречая его. И однажды прибыл флот с 1500 пленных. По существующему обычаю пленных доставили в Ал-Манах, присоединив мужчин к людям из находившихся там пленных. А женщин и детей направили во дворец. После того как одну группу из них выделили везиру, оставшихся женщин распределили между ведомствами и частными лицами для использования их в услужении и для их обучения, чтобы овладевали они ремеслами (ас-санаи). А малолетних пленных передавали учителям, и те воспитывали их и обучали письму и метанию стрел, и их называли воспитанниками. И некоторые из них делались приближенными к халифу, и из них выходили эмиры. И те из пленных, кто прошел обучение, могли сражаться, а старикам, от которых не было пользы, отрубали шею и бросали их в колодец, находившийся в развалинах Фустата... Но не было такого случая в государстве Фатими-дов, чтобы пленных франков выкупали за деньги или обменивались пленными» [14, II, стр. 193—194]. В отрывке явно идет речь о времени правления Амира (1101—ИЗО).
О рабах, использовавшихся в качестве слуг в халифском дворце, писал знаменитый персидский путешественник Насир Хосров, побывавший в Египте в середине XI в. Об одном из дворцов Му-стансира у него говорится следующее: «Говорят, что в этом замке двенадцать тысяч наемных слуг. Женщин же и рабынь—не знаю даже, кто мог бы сказать, сколько их там... Кухня султана лежит вне замка, и там постоянно работает тысяча рабов» [2, стр. 129].
Документы каирской Генизы подтверждают, что женщины-рабыни использовались в домах богатых горожан как служанки. Менее многочисленные рабы-мужчины занимались от имени своих господ преимущественно торговыми и финансовыми делами [9, стр. 20]. Слова Ибн Тувайра об использовании рабынь в ремесле, вероятно, относятся к ткацкому делу. Рабыни упоминаются и при описании халифского хранилища одежд, которые там не только хранились, но и изготовлялись [14, I, стр. 413]. По-видимому, в мастерских халифа труд рабов применялся наряду с трудом свободных, причем известно, что женщины занимались прядением, а собственно ткачество было делом мужчин. Кроме того, Ибн Тувайр мог иметь в виду и распространенный в ту эпоху обычай обучения рабынь-служанок изящным искусствам — танцам, музыке, поэзии [ср.: 1, стр. 137]. Наконец, рабы могли использоваться на низших должностях и в фискальных ведомствах [см.: 7, стр. 26].
Что касается рабов, вливавшихся в войско, то основную их массу составляли все же не пленные «франки» (хотя сам факт, изложенный Ибн Тувайром, не вызывает сомнения), а (в начале периода) тюрки и дейлемяты, т. е.