История Арабских стран
КУЛЬТУРНЫЕ ОЧАГИ И ИХ СТРУКТУРА
В Египте помимо мусульман есть еще значительная группа коптов-христиан (в Верхнем Египте), связанных в религиозном отношении ранее с древней Нубией, а ныне с Эфиопией. Всюду в странах арабской Африки имеются и группы евреев, говорящих по-арабски, но теперь все более ориентирующихся на Европу и ее культуру. В культурном отношении роль местных христиан в XIX— XX вв. совершенно незначительна; местные евреи, напротив, явились первыми элементами, открытыми для восприятия европейской культуры, а следовательно, ее проводниками в африканскую арабо-исламскую среду. Неафриканские же эмигранты — арабы-христиане из Ливана сыграли ведущую роль в Египте и отчасти в Тунисе для поднятия духовной арабской культуры и ее обновления. Каждый из перечисленных выше очагов арабо-исламской культуры имеет и однотипную до некоторой степени структуру.
С первых же лет своего появления в Африке арабы стали строителями укрепленных лагерей, которые скоро превратились в крупные города. Наиболее значительные из них — Фостат (Каир), Кайруан, Фес. Захват старых римско-византийских, а ранее еще финикийских городских центров давал обильный строительный материал (колонны, мраморные плиты, кирпич).
Средоточием арабского города явилась «большая мечеть» (джама). Она же служила и своеобразным мусульманским университетом, как Аль-Азхар в Каире, Джама аль-Кбир, или Зитуна (мечеть масличного дерева), в Тунисе, Джама аль-Карауййин в Фесе и др. К ней примыкают ряды торговцев рукописными книгами и письменными принадлежностями. Далее идут крытые ряды ремесленников и торговцев, группирующихся по профессиям, так называемые суки (базары). Кроме мечети и рынка третий основной элемент мусульманского города — хаммам (баня) — конкретное выражение заботы о чистоте тела в жарком климате, вменяющейся мусульманам в обязанность. В треугольнике мечеть — баня — рынок сосредоточивается почти воя общественная жизнь арабских городов Африки вплоть до XX в.
Библиотека, где хранятся рукописи — наследие культурного прошлого, находится обычно при большой мечети. Студенты-теологи живут отдельно в особых помещениях, так называемых медресе. Из этой среды выходят будущие писатели и ученые, сохраняющие корни культуры своего народа. Они не так блестяще образованны, как возвращающиеся из европейских университетов, но ближе к народу, их влияние глубже, и они лучше воспринимаются своей средой.
Идеи рационализма, давно известные во внутриисламской идеологической борьбе, придя в контакт с идеями европейской науки XIX в., дали новый импульс исламу, а вместе с тем и всей арабской культуре. Не отвергая всю фантастику древней религиозной литературы, в Египте в конце XIX