История Арабских стран
КУЛЬТУРНЫЕ ОЧАГИ И ИХ СТРУКТУРА
в. раздались мощные призывы к обновлению ислама и арабской культуры с помощью идеологического оружия Европы, так называемого ислах (реформа).
Неистовый Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1839—1897) и в особенности вдохновленный его проповедью Мухаммед Абдо (1849 — 1905) создали в Египте группу правоверных прогрессистов (их движение называлось салафийа), старавшихся, подобно протестантам Лютера, очистить религию от позднейших наслоений и вернуться к «примитивной простоте» ислама первых лет. Но вместе с тем они уже не могли отбросить, как ваххабиты в Аравии, достижений европейской науки и толковали религиозную литературу ислама (Коран, Сунна) по-новому. В. некоторых вопросах они близки к наивности. Так, например, джиннов—духов, о которых говорится в Коране, они предлагали отождествить с . микробами и т. п. Но этим был достигнут принцип признания нового как в религиозной мысли, так и во всех других областях культуры.
В начале XIX в. правитель Египта Мухаммед Али строит арсенал и верфи и посылает молодежь в Европу. Сто лет спустя Турция уже бурлит событиями, навеянными первой русской революцией 1905 г., и эти семена падают на благодатную почву арабского национализма. Жестокая расправа с крестьянами в деревне Деншавай поднимает в это время народные массы, и в Александрии даже происходят митинги в поддержку русских революционеров.
Но как трудно было проделать этот скачок! В этом отношении великую службу сослужила новая литература арабских стран, подготовив за XIX столетие умы к восприятию новых идей и новых идеалов.
Первыми просветителями арабского народа и как бы его «бу-дителями» в XIX в. считаются египтяне Рифаа ат-Тахтави, Али Мубарак, Абдаллах Фикри. Виднейшими борцами за просвещение в Египте были пламенный трибун Мустафа Камиль (1874—1908), основатель антибританской национальной партии, и публицист Ка-сим Амин (1865—1908), первый в Африке поднявший голос за раскрепощение мусульманской женщины. Несколько раньше выступили другие прогрессивные публицисты из ливанцев: Адиб Ис-хак (1856—1885), Абдаллах Надим (1844—1896), Нагиб аль-Хад-дад (1867—1899) и политический деятель шейх аль-Кавакиби (1849—1903), которых в основном занимали политические и социальные вопросы. Наряду с ними можно назвать Сулаймана аль-Баруни (ум. в 1941 г.) в Ливии, Бшира Сфара и Хайраллу бен Мустафу в Тунисе и самого эмира Абд аль-Кадера (1808—1883), свергнутого французами в Алжире.