История Арабских стран

КУЛЬТУРА АРАБСКОЙ АФРИКИ    ОБЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЛОИ  И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ Компоненты их структуры

 

 

Начиная с XVI в. турки утвердились на северном побережье Африки и, хотя их колонизационная методика в корне отличалась от европейской, все же за четыре с лишним века сумели наложить один, общий отпечаток на культуру народов арабской Африки. Это проявилось преимущественно в чисто внешних формах: в архи­тектуре общественных учреждений, кораблестроении и вооруже­нии, в городском костюме, который становится по многим своим атрибутам в XIX в. именно турецким, в кухне, курении табака и кофепитии (обычай, который вызвал появление вплоть до сельских местностей такого нововведения, как «кофейня»), отчасти в музы­ке. Турки женились на местных женщинах, и появилась новая про­слойка их потомков, так называемые кулугли (дословно «дети ра­бов»), которые по религиозному толку (ханифиты) и одеянию ста­рались не отличаться от азиатских пришельцев.

 Под этими двумя слоями мы всегда непременно встретим ни­велирующий пласт средневековой арабской культуры с идеологией суннитского ислама и арабским литературным языком в качестве основного орудия ее распространения и утверждения. Для культур­ного единства стран Северной Африки этот пласт в особенности ва­жен. Он был заложен в VII в. и с тех пор являлся, в сущности го­воря, той базой, на которой выросло все здание североафрикан­ского арабизма, ибо связал народы Африки с арабскими народа­ми Передней Азии и остальным мусульманским миром.

Арабская культура в Африке до XIX в. представлена исключи­тельно рукописями, и распространение ее, естественно, шло замед­ленными темпами. Только в начале XIX в. благодаря европейской технике появляется печать и арабская культура входит в период своего подъема (так называемое ан-Нахда). Во всех крупных центрах появились газеты, а затем журналы и книги на литера­турном арабском языке. В особенности важен в этом отношении Каир, где на базе (Булакской типографии образуется крупнейший очаг арабской культуры. Если египетский правитель Мухаммед Али (1805—1849) на первых порах содействовал внедрению печа­ти и газет в стране, то на периферии тунисские беи, например, до 1861 г. открыто противились такого рода европейским новшест­вам.

 Наконец, в самом низу скрывается древнейший местный суб­страт, в котором переплетаются влияния, шедшие из глубин Аф­риканского континента, и влияния культур Южной Европы и остро­вов Средиземноморья.

Следует указать на дифференцирующие компоненты, развившиеся с течением вре­мени или привнесенные позднее в разные периоды извне.

[1]2
Оглавление

01

02

01

02