История Арабских стран
КУЛЬТУРА АРАБСКОЙ АФРИКИ ОБЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЛОИ И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ Компоненты их структуры
Начиная с XVI в. турки утвердились на северном побережье Африки и, хотя их колонизационная методика в корне отличалась от европейской, все же за четыре с лишним века сумели наложить один, общий отпечаток на культуру народов арабской Африки. Это проявилось преимущественно в чисто внешних формах: в архитектуре общественных учреждений, кораблестроении и вооружении, в городском костюме, который становится по многим своим атрибутам в XIX в. именно турецким, в кухне, курении табака и кофепитии (обычай, который вызвал появление вплоть до сельских местностей такого нововведения, как «кофейня»), отчасти в музыке. Турки женились на местных женщинах, и появилась новая прослойка их потомков, так называемые кулугли (дословно «дети рабов»), которые по религиозному толку (ханифиты) и одеянию старались не отличаться от азиатских пришельцев.
Под этими двумя слоями мы всегда непременно встретим нивелирующий пласт средневековой арабской культуры с идеологией суннитского ислама и арабским литературным языком в качестве основного орудия ее распространения и утверждения. Для культурного единства стран Северной Африки этот пласт в особенности важен. Он был заложен в VII в. и с тех пор являлся, в сущности говоря, той базой, на которой выросло все здание североафриканского арабизма, ибо связал народы Африки с арабскими народами Передней Азии и остальным мусульманским миром.
Арабская культура в Африке до XIX в. представлена исключительно рукописями, и распространение ее, естественно, шло замедленными темпами. Только в начале XIX в. благодаря европейской технике появляется печать и арабская культура входит в период своего подъема (так называемое ан-Нахда). Во всех крупных центрах появились газеты, а затем журналы и книги на литературном арабском языке. В особенности важен в этом отношении Каир, где на базе (Булакской типографии образуется крупнейший очаг арабской культуры. Если египетский правитель Мухаммед Али (1805—1849) на первых порах содействовал внедрению печати и газет в стране, то на периферии тунисские беи, например, до 1861 г. открыто противились такого рода европейским новшествам.
Наконец, в самом низу скрывается древнейший местный субстрат, в котором переплетаются влияния, шедшие из глубин Африканского континента, и влияния культур Южной Европы и островов Средиземноморья.
Следует указать на дифференцирующие компоненты, развившиеся с течением времени или привнесенные позднее в разные периоды извне.