История Арабских стран
КУЛЬТУРА АРАБСКОЙ АФРИКИ ОБЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЛОИ И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ Компоненты их структуры
Марокко представляет собой еще иную культурную среду. Мелкие садоводы отрогов Рифа, население горного Атласа и южной части страны вокруг г. Марракеша — это оседлые берберские племена, сохранившие свой язык и свою древнюю культуру: Марокко на 40% еще не арабизировано!
Культура Северного Марокко с центром в Фесе имела постоянные контакты с мусульманской Испанией и во многих отношениях может рассматриваться как близкородственная андалусской культуре. Марокканские прикладное искусство и ремесло, достигшие высокой степени мастерства (тиснение по коже, артистическая обработка металлов), могут конкурировать, в частности, с лучшими образцами андалусского средневекового искусства. Андалусская музыка продолжает цениться не только в Марокко, но и во всем Магрибе как классическая, сосуществуя с местной музыкальной традицией.
Жители Мавритании, занятой арабскими племенами из Южной Аравии, распространившимися на громадной площади благодаря кочевому образу жизни, во многом еще сохраняют внешнее сходство с жителями Аравии: торчащие волосы, покрывающие голову наподобие шапки, пристрастие к одеждам, окрашенным синькой и линяющим на тело, и пр. Племя кента, которое, быть может, происходит от древнего знаменитого племени кинда, продолжает еще свою миграцию, начатую в XI в. Дойдя до Атлантического океана, оно теперь движется в обратном направлении. Говор этого племени сохраняет и некоторую южноаравийскую специфику.
Сахара распадается на два основных культурных типа: оазисное мелкое земледелие в тени финиковых пальм и крупное кочевое или полукочевое скотоводство. Интересно, что в местных условиях оседлая оазисная культура оставалась всецело подчиненной свободным кочевым племенам, всегда представлявшим активное начало. Они-то и давали до сих пор новые импульсы истории Северной Африки, основывали новые династии и создавали новые формы культуры, захватывая в свои руки города и страны. Женщина у скотоводов-туарегов оставалась свободной и не закрывала лицо. Она являлась носительницей культурных традиций, не занималась никакой тяжелой домашней работой, возложенной целиком на черных рабов. Она только вышивала или слагала стихи, которые умела записывать рунообразным примитивным алфавитом (тифинаг), и распевала их при свете костра, аккомпанируя себе на струнном инструменте — имзаде.
Современное территориальное деление арабской Африки на Египет, Ливию, Тунис, Алжир, Марокко и Мавританию в общих чертах совпадает с этими дифференцированными компонентами из которых составилась культура населяющих ее народов. Стало быть, каждый из народов арабской Африки имеет как общие культурные традиции, так и свои собственные, неповтопимые, локальные особенности.