История Арабских стран

КУЛЬТУРА АРАБСКОЙ АФРИКИ    ОБЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЛОИ  И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ Компоненты их структуры

Марокко представляет собой еще иную культурную среду. Мел­кие садоводы отрогов Рифа, население горного Атласа и южной части страны вокруг г. Марракеша —  это оседлые берберские пле­мена, сохранившие свой язык и свою древнюю культуру: Марокко на 40% еще не арабизировано!

Культура Северного Марокко с центром в Фесе имела постоян­ные контакты с мусульманской Испанией и во многих отношениях может рассматриваться как близкородственная андалусской куль­туре. Марокканские прикладное искусство и ремесло, достигшие высокой степени мастерства (тиснение по коже, артистическая об­работка металлов), могут конкурировать, в частности, с лучшими образцами андалусского средневекового искусства. Андалусская музыка продолжает цениться не только в Марокко, но и во всем Магрибе как классическая, сосуществуя с местной музыкальной традицией.

Жители Мавритании, занятой арабскими племенами из Южной Аравии, распространившимися на громадной площади благодаря кочевому образу жизни, во многом еще сохраняют внешнее сход­ство с жителями Аравии: торчащие волосы, покрывающие голову наподобие шапки, пристрастие к одеждам, окрашенным синькой и линяющим на тело, и пр. Племя кента, которое, быть может, про­исходит от древнего знаменитого племени кинда, продолжает еще свою миграцию, начатую в XI в. Дойдя до Атлантического океана, оно теперь движется в обратном направлении. Говор этого племе­ни сохраняет и некоторую южноаравийскую специфику.

Сахара распадается на два основных культурных типа: оазис­ное мелкое земледелие в тени финиковых пальм и крупное кочевое или полукочевое скотоводство. Интересно, что в местных условиях оседлая оазисная культура оставалась всецело подчиненной сво­бодным кочевым племенам, всегда представлявшим активное на­чало. Они-то и давали до сих пор новые импульсы истории Север­ной Африки, основывали новые династии и создавали новые фор­мы культуры, захватывая в свои руки города и страны. Женщина у скотоводов-туарегов оставалась свободной и не закрывала лицо. Она являлась носительницей культурных традиций, не занималась никакой тяжелой домашней работой, возложенной целиком на чер­ных рабов. Она только вышивала или слагала стихи, которые уме­ла записывать рунообразным примитивным алфавитом (тифинаг), и распевала их при свете костра, аккомпанируя себе на струнном инструменте — имзаде.

Современное территориальное деление арабской Африки на Египет, Ливию, Тунис, Алжир, Марокко и Мавританию в общих чертах совпадает с этими дифференцированными компонентами  из  которых составилась культура населяющих ее народов. Стало быть, каждый из народов арабской Африки имеет как общие культурные традиции, так и свои собственные, неповтопимые, локальные особенности.

1[2]
Оглавление

01

02

01

02